Основным объектом вербовочной деятельности молодежь 16-30 лет становится не случайно: инстинкт самосохранения у них снижен, а социальных обязанностей еще нет. Согласно докладу Международного центра исследования проблем политического насилия до 30% участников боевых действий, которые воевали на стороне террористов, возвращаются на родину. Именно они формируют новый тип террористической активности — малобюджетный террор. Из числа возвращенцев формируются «спящие» ячейки террористов, которые могут однажды начать действовать. «Спящие» ячейки присутствуют более чем в 60 странах мира, в том числе в России. Члены этих ячеек ведут вербовочную деятельность.
- По данным ФСБ, за 2018 год на территории РФ пресечено 6 терактов и ликвидировано 50 террористов, - рассказал представитель Антитеррористического центра СНГ Владимир Григорьев. - Только на Северном Кавказе с начала года пресечена деятельность 20 «спящих» ячеек и более 120 их членов, а это преимущественно молодежь. Участники ячеек, чья численность варьируется от 2 человек до нескольких десятков, долгое время могут пребывать в «спящем» состоянии, ожидая призыв к действиям со стороны управляющих органов международных террористических организаций.
Под пристальное внимание вербовщиков попадает молодежь, особенно те, кто получает высшее образование и учится на строителей, нефтяников, химиков, медиков, специалистов в области сельского хозяйства, IT, физиков, переводчиков.
- Чаще всего объектами вербовки становятся девушки и юноши от 22-25 лет, - рассказала первый заместитель председателя правления "Российского фонда мира" Елена Сутормина. - Вербовщики атакуют тех, кто недавно принял ислам, находится в состоянии депрессии, кто имеет проблемы, например, неразделенную любовь или чувствует обиду на все общество. В настоящее время, я считаю целесообразным создание в России единого телефона доверия для детей и родителей, чтобы туда можно было обратиться, если люди чувствуют, что с их знакомыми что-то не то происходит.
По мнению экспертов, вербовщики могут даже вести общественно- значимую работу.
- На территории одной из наших северокавказских республик были закрыты несколько детских садов при мечетях, - рассказала председатель Научно-консультативного совета при АТЦ СНГ Марианна Кочубей. - Там воспитателями работали жены боевиков, которые вернулись из зоны боевых действий. Они пропагандировали запрещенные идеи среди маленьких детей. У боевиков сейчас остро стоит проблема пополнения корпуса жен террористов. И вербуют они их самыми разными способами. Так, на одном из интернет-ресурсов появился девичий сонник. В нем был размещен странный вопрос: «Что значит, если тебе приснился ваххабит? Далее девушке дается объяснение, мол, ты встретишь свою любовь и тебе придется поехать в далекую страну. Здесь идет игра на девичьих чувствах, так ее начинают постепенно готовить к вступлению в запрещенную организацию.
По словам экспертов, жертвами вербовщиков также становятся мигранты, которые приезжают за лучшей долей в Россию. Террористы играют на их бытовой неустроенности и призывают восстановить социальную справедливость. Часто молодежь вербуют в тюрьмах. Злоумышленники целенаправленно получают тюремный срок, чтобы там читать свои «проповеди» среди заключенных. Подростков же привлекают на свою сторону через кабельные игры в интернете, которые тяжело контролировать. Эксперты также отметили, что террористы становятся все моложе. В ИГИЛ существуют детские подразделения, где обучают юношей 12-14 лет, а в Африке вообще воюют 10-летние дети.
Авторы брошюры выделили признаки вербовщика террористической организации. В жизни жертвы обычно появляется дружелюбный незнакомец, который ведет беседы о религии, он также внушает человеку, что тот избранный, предлагает ему различную атрибутику и литературу. Злоумышленник старается представить социум и ближайшее окружение враждебным жертве, а также дает готовые ответы на сложные вопросы. Он часто использует фразы типа: «Годы уходят, а ты так ничего и не сделал в этой жизни».