Укрощение бензина

«Налоговый маневр» может довести Россию до европейских цен на АЗС

Чем ближе начало нового, 2019 года, тем больше аналитиков и просто неглупых людей начинают опасаться скачка цен на топливо — похлеще того, который произошел прошлой весной. Тогда горючее на АЗС подорожало, в среднем, на 8%, а сейчас цены могут взлететь намного выше.

«Налоговый маневр» может довести Россию до европейских цен на АЗС

Нынешней осенью, в отличие от весны-2018, даже Счетная палата нашла необходимым официально сообщить о своих опасениях по поводу грядущего повышения цен — в своем заключении на проект федерального бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов. Уже после этого заявления правительство собрало представителей нефтекомпаний на очередное совещание по ситуации на внутреннем рынке автотоплива. Прорывных решений по итогам принято не было. Вице-премьер Дмитрий Козак признал, что ситуация неустойчивая, но правительству удается удерживать ее под контролем. Обсуждает правительство и дополнительные меры стабилизации ситуации, но решение еще окончательно не выработано, сказал Козак. На поиск выхода из ситуации остается не так уж много времени. Уже через два месяца может произойти скачок цен на АЗС, и причиной этому будут не только внешние факторы, а еще и те решения, которые ранее приняло правительство.

Дело в том, что 1 января 2019 года власти намерены поднять акцизы на бензин с 8 213 до 12 374 рублей за тонну, на дизельное топливо — с 5 665 до 8 541 рубля за тонну — практически в полтора раза. Сейчас в цене литра бензина доля налогов, включая акцизы, составляет порядка 65%, а с 2019 года государство будет получать уже около 71%. Разумеется, этот рост немедленно «перельется» в ценники на АЗС. Столь резкий подъем акциза — «отрыжка» весеннего скачка стоимости топлива. Тогда правительство, пытаясь «в ручном режиме» остановить стремительный рост его розничных цен, уменьшило величину этого вида сборов и отменило планировавшийся ранее на начало лета очередной его подъем. В результате цены на топливо тогда практически перестали расти и находятся примерно на том же уровне по сей день — с минимальными колебаниями вверх-вниз.

Но, скорее всего, эти экономические методы никак не исправили бы ситуацию, если б параллельно власти не применили (в очередной раз) «ручное управление» — весной представителей крупнейших нефтяных компаний страны не раз созывали на совещания с вице-премьерами и, видимо, требовали «не раскачивать лодку» российской экономики своим повышением розничных цен на топливо. Ведь стоимость бензина и дизеля заложена в стоимость каждого батона хлеба в магазине, не говоря уж о прочих товарах и услугах. Таким образом, ручной метод управления нефтяной отраслью сработал в очередной раз.

Но с 1 января 2019 года власти собираются отыграться по полной программе — выполнить все свои прежние намерения в смысле наращивания величины акциза на топливо. В общем, очередной скачок цен на бензин запланирован и, скорее всего, состоится.

— Мне кажется, что нужно было бы правительству поступиться своими интересами немного и отказаться полностью от акциза на бензин и дизельное топливо. Тогда рынок восстановит свою ликвидность и будет работать по обычным рыночным механизмам. Соответственно, и оптовые цены перестанут расти так, как они растут сейчас, ситуация должна успокоиться, — считает советник председателя Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев.

Заметим, что руководитель Счетной палаты Алексей Кудрин пообещал уже, что правительство попытается как-то смягчить рост цен на топливо:

— У нас повышение акцизов может повысить цены. Но, насколько я понимаю, правительство сейчас думает над тем, как смягчить такой рост,— заявил по этому поводу он пару дней назад прессе.

Подобные заявления обнадеживают, но веры в то, что все будет хорошо, не добавляют. Дело в том, что сама экономическая ситуация, существующая сейчас в области торговли нефтью и топливом, в принципе нацелена на мощнейший рост цен на российских АЗС — вплоть до уровня того, который имеется в Европе! Все эти «танцы с бубном» типа снижения-повышения акцизов, «ручное управление» топ-менеждментом нефтяных компаний и прочее — попытка исправить последствия деятельности самого правительства. Имеется в виду так называемый налоговый маневр в нефтяной отрасли, который был придуман и проведен правительством и профильными министерствами. Первоначально за все шесть лет налогового маневра правительство намеревалось получить дополнительно 1 трлн 600 млрд рублей дополнительных доходов.

Экономист Никита Кричевский подсчитал, что только за этот год с учетом того, что цены на нефть сильно не снижаются и не собираются снижаться в обозримой перспективе, только за один год правительство может дополнительно получить от налогового маневра порядка 3 трлн рублей. «Вот говорят, бюджет захлебывается от денег. И одновременно мы сталкиваемся с тем, что увеличиваются акцизы, а что такое увеличение акциза? Это прямой рикошет на все розничные цены», — сказал эксперт.

Суть этого «маневра» сводится к следующему: чиновники решили, что будет гораздо удобней собирать деньги с нефтяной отрасли, если повысить налог на добычу полезных ископаемых. А взамен за несколько лет надо убрать все пошлины на экспорт нефтепродуктов. По сути, нефтяные компании поставили в положение: «за выкачанную нефть — плати, а потом продавай бензин куда хочешь и как хочешь». Денег в бюджет подобная схема, вроде как, стала приносить больше, чем существовавшая раньше. Но «внезапно» для ее идеологов обнаружился замечательный нюанс: бензин на АЗС в Европе (ну кто бы мог такое предположить, правда же?!), оказывается, продается в разы дороже, чем в России!

Не вдаваясь в дебри коллизии биржевых оптовых цен на топливо, скажем, что у нас сейчас литр АИ-95 стоит около 45 рублей за литр. А в европейских странах, в пересчете на наши деньги — 100–120 рублей за литр. Не нужно иметь вообще никакого образования, чтобы немедленно сообразить: российским нефтяникам продавать бензин и дизтопливо в Европе гораздо выгоднее, чем на Родине. А тут еще курс рубля упал ниже 75 за доллар. За это отдельное спасибо санкциям заокеанских «партнеров» и родному Центробанку, миллиардами долларов скупающему валюту с отечественного рынка. Параллельно нефть в мире неуклонно прет к 80 долларам за баррель — соответственно, взвинчивая цены и на продуты ее переработки, в том числе и на бензин. То есть, экспорт того же бензина в пересчет на рубли становится просто баснословно прибыльным.

В такой ситуации любой вменяемый человек, оказавшись на месте топ-менеджмента нефтяной компании, будет стараться всеми правдами и неправдами гнать бензин и дизтопливо за рубеж, а не на внутренний рынок.

При этом государственные нефтекомпании исполняют обязательства по поставкам топлива на российский внутренний рынок, но частным никто запретить не может. В погоне за прибылью отправляют они на экспорт максимум топлива, что производят. По данным ЦДУ ТЭК, наименьшая доля экспорта от общего объема производства бензинов у «Роснефти» — 2,6% (это поставки топлива по долгосрочным контрактам со странами ближнего зарубежья, а также в рамках межправительственных соглашений).

В то же время с начала года существенно выросли экспортные поставки у «Лукойла» на 67% и «Газпрома» (с учетом «Газпром нефтехим Салават») на 52% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Кроме того, со второго квартала 2018 года на экспорт бензин «Евро-5» стали поставлять «Сургутнефтегаз» и Антипинский НПЗ, принадлежащий компании «Новый Поток».

И остановить этот процесс естественным путем может только выравнивание розничных цен на российских АЗС и европейских — то есть, когда в России литр бензина будет стоить не менее 100 рублей. Правда, при этом половина автопарка, скорее всего, встанет на прикол и продукты в магазинах хором и резко подорожают. Про «безумную радость» по этому поводу миллионов автовладельцев и пенсионеров можно и не упоминать. Чтобы в принципе не допустить ничего подобного, нужно было не много: всего лишь не заваривать этот «улучшайзинг» налогообложения нефтяной отрасли. Или хотя бы попытаться заранее увидеть его последствия не только у себя под носом...

Но это все лирика, что сделано (а верней — «как сделано») — то сделано, и сейчас придется как-то выходить из сложившейся ситуации. На самом деле никаких «биномов Ньютона» тут нет, все более чем прозрачно. Чтобы остановить запущенный российскими экономическими властями маховик роста внутрироссийских цен на бензин до уровня европейских, у правительства имеются все инструменты. Среди них можно назвать отказ от дальнейшего увеличения акцизов на топливо, сокращение размеров налога на добычу полезных ископаемых, то есть нефти, и увеличение экспортных пошлин. Все эти меры вполне реализуемы при нынешнем, профицитном бюджете. Зачем увеличивать акцизы и подстегивать рост цен на АЗС, если доходы государства превышают расходы?

«У нас одновременно поднимается сразу три вида налогов, которые точно входят в цену бензина, и правительство, похоже, стремится отвлечь внимание населения от этого при помощи обвинений в адрес нефтяников», — сказал Рустам Танкаев. Он добавил, что налоговая нагрузка на нефтяные компании в России — самая высокая в мире, и при такой налоговой нагрузке говорить о том, что компании повышают цены ради получения сверхприбылей, никак нельзя.

Время идет, а с российского экономического Олимпа о разработке эффективных мер по сдерживанию роста цен на автотопливо пока ничего вразумительного не слыхать. Только традиционные мантры чиновников, что бензин, скорее всего, «подорожает, но не выше размера инфляции». Перед весенним скачком цен те же самые «ответственные пиджаки» выражались примерно в том же духе. Придется ждать 1 января 2019 года, лелея слабую надежду, что не станем свидетелями очередного судорожного акта «ручного управления отраслью»...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру