— Наталья Викторовна, отличаются ли нынешние школьные библиотеки от тех, в которых выросли предшествующие поколения учащихся?
— К сожалению, нет, хотя сегодня они должны быть совершенно другими! Почему-то школьные библиотеки часто отождествляют с детскими. Между тем они разные. Школьная библиотека не относится к числу массовых: ее задача — обеспечение учебного процесса. При этом школьная библиотека обязательно должна содействовать деятельности школы. Например, оказывать помощь в подготовке к ЕГЭ по математике.
— Как это?
— Используя все свои фонды, электронные информационные ресурсы и навигаторы, библиотека должна открывать школьнику доступ ко всей нужной ему информации, а школьный библиотекарь — подбирать максимальное количество материалов для подготовки к экзаменам. В этом и состоит задача современного школьного библиотекаря, хотя на деле этого не происходит. И если в Москве можно пойти и купить все нужные издания, то во многих местах такой возможности нет.
— Но ведь объемы информресурсов Интернета несопоставимо больше фондов «бумажных» школьных библиотек. Зачем учащемуся последние, если он может выйти в Интернет самостоятельно!
— Как зачем? К примеру, бесплатный доступ к современной литературе преграждает авторское право. А школьная библиотека, формируя новые фонды, не только предоставляет ребятам пароль и логин для бесплатного доступа, но и навигатор, позволяющий им лучше ориентироваться в море информации. Скажем, такой: «10 книг, которые помогут лучше подготовиться к экзамену». Вот только директора школ, к сожалению, не всегда знают, как закупать литературу, равно как и то, что бывают готовые электронные библиотеки...
— Выходит, электронная библиотека не только не убивает «натуральную» школьную, но даже расширяет ее возможности?
— Современная школьная библиотека — это не просто собрание книг, но портал, через который мы должны открыть учащимся весь многообразный мир! Причем так, чтобы это в максимальной степени подходило каждому конкретному школьнику! А «цифра» лишь создает в этом плане дополнительные возможности. Например, через Интернет школьник получает доступ к массе специализированных журналов, будь то «Юный техник» или «Техника молодежи». Другой важный аспект — профилактика правонарушений. Часто они происходят оттого, что ребенку просто нечем заняться после школы. А ведь его можно и нужно направлять и занимать в соцсетях, где есть масса интереснейшей и полезнейшей информации. Мы совсем упустили эту работу. А ведь этим также мог бы заняться школьный библиотекарь. Но не занимается. Многим пока не хватает понимания, что школьная библиотека — не культмассовое учреждение, а важный участник процесса обучения. И директорам школ стоит обратить на это внимание. Тем более что по уровню зарплат школьные библиотекари сегодня приравнены к педагогическим работникам. И это должны быть очень квалифицированные люди с большой социальной ответственностью.
— Правда ли, что современные дети стали мало читать?
— Неправда! Они читают очень много, вопрос лишь в том, что именно. Раньше взрослые видели обложки книг, а сейчас видны только планшеты и букридеры. Но точно могу сказать: сейчас пишется крайне мало литературы о сверстниках современных подростков: как они живут, как строят взаимоотношения с родителями и друзьями, как реагируют, если их обижают в соцсетях, и т.п. Думаю, должна быть госпрограмма поддержки таких книг.
— В чем, по-вашему, главная проблема современных школьных библиотек?
— В непрофессионализме библиотекарей и школьной администрации, относящихся к этим структурам как к чему-то второстепенному и не особенно важному, тогда как по сути школьная библиотека является главной кафедрой школы. Кроме того, школьным библиотекарям надо читать больше специальной литературы и меньше увлекаться массовыми мероприятиями во вверенных им библиотеках. Праздники, конечно, это хорошо, но очень важна индивидуальная работа и с ребенком, и с родителями, и с учителями.