Долгие годы ситуация в России складывалась так, что в среднестатистическую школу попадали люди, прошедшие негативный отбор, да еще двойной. Речь о тех, кто вначале поступал в педвузы, а затем шел учить детей лишь потому, что не смог пристроиться где-нибудь получше. На наше счастье, и в самые тяжкие времена в школу приходили яркие педагоги-таланты, а сейчас ситуация и вовсе улучшилась: конкурс на педагогические специальности растет, а в школах, по крайней мере крупных городов, исчезли вакансии на педставки. В итоге, по мнению властей, настало время ревизии учительских кадров, чтобы доподлинно узнать: а кто, собственно, учит наших детей?
С этой целью, как сообщили «МК» в Рособрнадзоре, уже в октябре ведомство «проведет всероссийское исследование компетенций учителей, в котором примут участие порядка 18 тыс. педагогов из 45 регионов. Учителя будут выполнять задания по материалам, разработанным на федеральном уровне по дисциплинам, которые они преподают в школах. При этом наряду с заданиями диагностической работы учителям предстоит ответить на вопросы анкеты, часть которых направлена на выявление психолого-педагогических аспектов деятельности учителя».
«Проводимые исследования компетенций учителей дополняют систему оценки качества образования обучающихся и станут еще одним направлением работы по формированию единого образовательного пространства», — уточнил замглавы Рособрнадзора Анзор Музаев. Принципиально важно, подчеркнул Музаев «МК», «что результаты выполнения диагностических работ будут деперсонифицированы и никак не отразятся на профессиональной репутации педагогов. Никаких административных шагов по итогам апробации — наказаний, увольнений, лишения премий — быть не должно. По итогам апробации планируется широкое общественное обсуждение результатов проекта с привлечением профессиональных ассоциаций учителей, профсоюзов и других общественных организаций».
Так, апробация модели уровневой оценки учителей русского языка и математики, проведенная в 2017 году, показала, что от 15 до 20% учителей имеют недостаточный для выполнения работы уровень предметной подготовки. Также значительное количество учителей продемонстрировало невысокий уровень методической подготовки. Однако «персональных репрессий» за этим неприятным открытием не последовало. В регионы с наихудшими результатами были направлены новейшие методики преподавания, а руководству настоятельно рекомендовано отправить педагогов в институты повышения квалификации.
Впрочем, даже при таком раскладе значительная часть учительства не в восторге от предстоящих им испытаний:
— Предлагаемая мера неэффективна, т.к. любой контроль и надзор должен осуществляться людьми, которые в профессиональном отношении стоят выше проверяемых. А в данном случае это не так, — выразил мнение оппонентов идеи столичный учитель высшей категории, почетный работник образования, преподаватель географии Леонид Перлов. — В итоге на качество работы учителей проверка не повлияет, а просто измотает им нервы. Вместо того чтобы постоянно менять правила, вводя все новые меры, для реальной оценки качества труда педагогов достаточно раз в пять лет проводить квалификационный экзамен.
СПРАВКА «МК». Проверка качества работы педагога — не российское изобретение. Одним из самых масштабных и авторитетных международных исследований преподавания и обучения на сегодняшний день является TALIS (Teaching and Learning International Survey), проводимое Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) для сбора и сравнения информации об учителях и директорах в разных странах. Первое такое исследование прошло в 2008 году, и уже тогда в нем принимали участие 37 стран. Нынешнее исследование учительских компетенций в России — не первое. Начало было положено в 2015 году, когда проверили пару тысяч русистов и историков. Но в прошлом году число участников выросло до 13 тыс. учителей, а перечень предметов — до трех. А в 2019-м проверят уже 40 тыс. учителей по 11 предметам в 70 регионах.