Чекисты на общественных началах

Комсомольские кадры — главный кадровый резерв ведомства госбезопасности

При Хрущеве шутили, что КГБ при Совете Министров СССР переименован в КГБ при ЦК ВЛКСМ. Никита Сергеевич сознательно ставил во главе ведомства госбезопасности недавних комсомольских вождей.

Комсомольские кадры — главный кадровый резерв ведомства госбезопасности
Автор: архив РИА "Новости".

Генерал армии Филипп Бобков, бывший первый заместитель председателя КГБ, считает, что это серьезная ошибка — заменять опытных чекистов молодыми ребятами, недавними комсомольскими секретарями.

Бобков не уточняет, что убирали прежде всего тех, у кого руки по локоть в крови. Обновление кадров означало, что вместо тех, кто участвовал в сталинских репрессиях, пришли новые люди. Другое дело, что многие новички слишком быстро осваивались на Лубянке и наследовали худшие традиции ведомства.

Отставной полковник госбезопасности вспоминал: «Я наивно думал: зачем ЦК пихает повсюду этих бездарей, абсолютно не разбирающихся в делах, которыми им поручено руководить? Кому нужны начальники управлений внешних связей, не владеющие ни одним языком? Как может руководить оперативной, секретной работой бывший сотрудник общего отдела ЦК ВЛКСМ?»

Почему укрепление комитета комсомольскими кадрами вызывало раздражение у кадровых чекистов? Новичков сходу определяли на руководящую работу. Ни дня не служившим комсомольским секретарям присваивали высокие звания да еще засчитывали стаж работы в комсомольском аппарате. Вот им и завидовали.

Слежка в библиотеке

Разумное желание Никиты Сергеевича освободить людей от давящего контроля со стороны госбезопасности компрометировалось наивной верой в то, что общественность заменит органы госбезопасности и правопорядка.

Владимир Крючков.

Председатель КГБ Шелепин, недавний первый секретарь ЦК ВЛКСМ, учтя пожелание Хрущева, докладывал:

«С разрешения ЦК КПСС органами госбезопасности в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Тбилиси, Сталинграде и Туле летом 1960 года были скомплектованы группы нештатных сотрудников, которые на общественных началах участвуют в наблюдении за иностранцами.

Нештатные сотрудники, подобранные с помощью партийных организаций из числа коммунистов и комсомольцев — рабочих, служащих, студентов, а также неработающих пенсионеров органов госбезопасности и внутренних дел, во многих случаях положительно себя зарекомендовали в наблюдении за иностранцами.

Особенно полезным было использование нештатных сотрудников в наблюдении за иностранцами в часто посещаемых ими местах, где они имеют условия для проведения встреч с интересующими их лицами. Например, в Москве во время функционирования японской промышленной выставки нештатными сотрудниками выявлено более тридцати человек, имевших подозрительные контакты с японцами. Успешно проводилось наблюдение за иностранцами в музеях, читальных залах библиотек, плавательных бассейнах и других местах.

Опыт первых месяцев работы подтвердил целесообразность этой активной формы привлечения общественности к работе органов госбезопасности».

Наружное наблюдение — сложнейшее дело, которое под силу только профессионалам. Дилетант не способен ни выявить разведчика, ни засечь его контакты. «Привлечение общественности» лишь разжигало шпиономанию и подкрепляло уверенность иностранцев в том, что в Советском Союзе следят за каждым, кто приехал из-за границы. Что в общем было недалеко от истины…

Генералы-комсомольцы

Хрущев потерпел поражение в борьбе за власть и лишился должности. Это погубило карьеру целого поколения комсомольцев, которые при нем выдвинулись.

Секретаря ЦК комсомола Белоруссии Владимира Демидова в 1960 году перевели на работу в КГБ. Ему был тридцать один год — как он сам понимал, пора уходить на «взрослую» работу. После короткой стажировки в Москве получил назначение во Второе управление (контрразведка). Руководил областным управлением госбезопасности в Могилеве, потом стал первым заместителем председателя КГБ Киргизии. Должность была генеральской, но высокое звание Демидов так и не получил:

— Началось удаление из центрального аппарата бывших комсомольцев. Я знаю нескольких бывших первых секретарей обкомов комсомола, очень хороших работников, кого таким вот образом послали из Москвы, Ленинграда и Ростова-на-Дону в Среднюю Азию и на Дальний Восток…

Вот как это происходило.

Генерал Михаил Светличный, второй секретарь ЦК комсомола Казахстана, возглавил столичное управление госбезопасности. И был отправлен руководить представительством КГБ в Болгарии.

Начальником управления по Ленинграду и Ленинградской области стал Василий Шумилов, бывший первый секретарь Ленинградского обкома комсомола. Его отослали в представительство КГБ в ГДР.

Генерал Отар Гоцеридзе, заведовавший отделом комсомольских органов ЦК ВЛКСМ, руководил важнейшим оперативно-техническим управление КГБ. Перевели в Госплан заместителем начальника отдела.

Генерал Владимир Чекалов, секретарь парткома Центральной комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ, стал начальником 9-го управления (охрана высшего руководства страны). Его из столицы отправили в Тамбов заместителем начальника областного управления.

Вахтовый метод

Сотрудничество комсомола с чекистами началось с того, что ВЧК оказала Цекамолу услугу: посадила руководителей других молодежных организаций. В 1922 году комсомол попросил «создать при органах ЧК отделение по борьбе с некоммунистическими организациями молодежи». Секретному отделу ведомства госбезопасности поручили заняться «делами молодежи». Бюро ЦК РКСМ делегировало своих представителей на Лубянку.

Комсомольские наборы в органы начались при Сталине.

Работа чекистов строилась вахтовым методом. Заняв кабинеты на Лубянке, они получали материальные блага, звания, должности. Когда они свою задачу выполняли — команду уничтожали… Наступала очередь следующей бригады. Молодые аппаратчики совершали головокружительные карьеры. Принцип «кто был ничем, тот станет всем» реализовывался на практике.

Когда Берия был утвержден наркомом внутренних дел, то провел массовую чистку. Чекистский аппарат обновился наполовину и значительно помолодел: абсолютное большинство новых сотрудников Лаврентий Павлович взял из комсомола, пропустив через годичную школу Главного управления государственной безопасности НКВД.

Начальник Главного управления военной контрразведки СМЕРШ, а затем — министр госбезопасности, генерал-полковник Виктор Абакумов начинал секретарем комсомольской ячейки штамповочного завода «Пресс». Его сделали заведующим военным отделом и членом бюро Замоскворецкого райкома комсомола, а через год взяли на Лубянку.

Министр госбезопасности Семен Игнатьев был секретарем комсомольской ячейки главного депо Бухарской железной дороги. Первое комсомольское поручение будущего председателя КГБ генерала армии Ивана Серова — заведовать избой-читальней в родном селе Вологодской губернии.

Председатель КГБ генерал армии Владимир Крючков на фронт не попал — был нужнее в тылу на освобожденной комсомольской работе: в 1944-м стал первым секретарем Баррикадного райкома комсомола в Сталинграде. С должности второго секретаря Сталинградского горкома его взяли в прокуратуру.

Система сохранилась

И после Хрущева система не изменилась. В 1975 году секретариат ЦК КПСС распорядился отобрать комсомольских работников — из числа первых и вторых секретарей обкомов и крайкомов ВЛКСМ — на службу в органах государственной безопасности. Для начала их отправляли на двухгодичные курсы подготовки руководящего состава в Высшей школе КГБ им. Ф.Э.Дзержинского. Комсомольские работники, которых переводили в КГБ «на укрепление органов», изо всех сил пробивались в Краснознаменный институт, который готовил кадры для внешней разведки. Работа за границей считалась самой престижной.

В январе 1980 года провели еще один набор. И в последние годы советской власти комсомольских секретарей переводили в КГБ.

Генерал Валерий Воротников пришел в областное управление КГБ с должности второго секретаря Свердловского обкома комсомола. Его перевели в Москву — руководить управлением по защите конституционного строя.

Генерал Дмитрий Лукин, бывший секретарь Архангельского обкома комсомола, руководил управлением госбезопасности в Мурманске, а в центральном аппарате принял управление по борьбе с организованной преступностью.

Генерал Эдмунд Ёхансон, бывший комсомольский работник, стал председателем КГБ Латвии.

Генерал Александр Фокин, начинавший на комсомольской работе в Крыму, возглавил важнейший десятый (учетно-архивный) отдел. Его называли главным хранителем чекистских секретов.

Генерал Вагиф Гусейнов, секретарь ЦК ВЛКСМ, возглавил КГБ родного Азербайджана…

Генерал Владимир Кулаков начинал в Воронежском обкоме комсомола, после Высших курсов КГБ в Минске успешно продвигался по служебной лестнице. Уже в новой России возглавил областное управление, почти десять лет был губернатором родной области.

После неудачного путча в августе 1991 года комсомольская организация внутри госбезопасности прекратила свое существование. Но вчерашние комсомольцы продолжали делать карьеру в новых спецслужбах.

***

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ:

комсомольские вожди, руководители Министерства по делам молодежи, занимали заметное и приятное место в номенклатуре.

Сюжет:

100 лет комсомолу

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру