Послушать руководство образованием — так выходит, что борьба со школьными поборами вошла в эндшпиль и вот-вот завершится в пользу законных интересов семей. Между тем родители продолжают жаловаться. Кто — на отсутствие бесплатных занятий для подготовки ЕГЭ в 11-м классе («Только за деньги можно договориться, а денег в семье не очень много»). Кто — на то, что «с этого года в школе все факультативы стали платными и обязательными». «Законно ли это и как быть, особенно если детей в семье много, а денег, напротив, мало?» — спрашивают они.
— Обязательным платный факультатив быть не может! — предупреждает эксперт. — Никто не имеет права вынуждать человека получать услугу за деньги, если он не хочет ее получать, и право родителей — выбирать, платить или нет за занятия.
Кроме того, все факультативы в школе платными быть не могут. Дело в том, что на организацию бесплатного допобразования школам выделяются крупные бюджетные средства. И в отчетах школ по их расходованию видно, сколько детей у них учится и сколько посещает бесплатные кружки. Если окажется, что все учащиеся оказались только в платных кружках, школе придется возвращать деньги в бюджет. Так что нужно выяснить, какие кружки остались на бюджетной основе, — их и посещать.
Бесплатная подготовка к ЕГЭ в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и вовсе является прямой обязанностью школы. Во-первых, в 10–11-м классах должны быть выделены дополнительные часы на изучение двух-трех предметов углубленно. Во-вторых, школа может организовать бесплатные факультативы для подготовки к ЕГЭ. Правда, одновременно она имеет право организовать и подготовку к изучению дополнительных курсов за деньги. Но это уже не подготовка к ЕГЭ, а изучение сложных тем, задач, которые не попали в школьную программу или на них было отведено мало времени, а их нужно знать для освоения предмета. Нужно посмотреть на сайте школы учебный план 11-го класса и выяснить, какие предметы изучаются на бюджетной основе и точно ли нет занятий по подготовке к ЕГЭ — они попросту могут иначе называться.
Не все, как оказалось, готовы к выбору направления обучения в старших классах. Лучшее для ребенка, по мнению заслуженного учителя, «начиная с 5–6-го классов попробовать себя в режиме допобразования: посещать музеи, экскурсии, участвовать в различных проектах из разных областей. Нужно узнать, что ему нравится, а что нет, что удается, а что нет». Так что родителям «гораздо лучше вложиться не в репетиторов, не в успех, а в общее развитие — спорт, художественная культура, расширение кругозора. Эта база будет нужна и в 8–9-м классах. Дальше на этой базе в 9-м классе можно думать, в какую школу поступать. Мой совет: весь год потратить на то, чтобы ребенок выбрал свою профилизацию. Если этот выбор потом изменится, ничего страшного: это штатная ситуация, дети меняют профориентацию в 9-м классе».
Ну а старшеклассникам, уже определившимся с профилем и твердо уверенным в выборе гуманитарного вуза, лучше сдать математику на базовом уровне либо в 10-м классе, либо в 11-м досрочно, чтобы сэкономить время и уделить внимание профильным предметам.
При этом главное для мам и пап — сохранять хороший контакт со своим ребенком, что не всегда легко. К примеру, школа организует мероприятия с участием родителей, а у тех нет времени их посещать. Время надо изыскивать, предупреждает педагог: «Конечно, то, что родители не принимают участия в школьной жизни и школа не смогла вовлечь их в свои мероприятия, не будет использовано против ребенка и никак не повлияет на его успеваемость. Но ребенок хочет гордиться своими родителями: у одноклассников они выступали, они успешны. И ребенок хочет тоже гордиться своими родителями».
Это, кстати, поможет и отвлечь ребенка от компьютера: «Его там привлекает игра. Значит, надо помочь ему играть и быть успешным и без компьютера. Игр много: спортивные, ролевые, психологические, интеллектуальные, театр. Как это сделать? Ребенок умный, его не проведешь. Играть он будет только в том случае, если эта игра интересна для него и других участников. Его невозможно просто вытащить и сказать: хватит, теперь иди играй во что-то другое. Игру нужно самостоятельно организовать. Если это девочка, можно найти театральные, художественные факультативы, занятия и вместе обсуждать, что получается, а что нет. Если мальчишка, то начать со спорта. Он должен увидеть заинтересованность взрослых в той игре, в которую он играет. Если они продемонстрируют, что эта игра для взрослых тоже важна, он будет в нее играть!»