Существует легенда, согласно которой огромный валун — это остатки войска ордынского хана Мамая, разгромленного полками Дмитрия Донского. Позорно бежав с поля битвы, всадники-степняки переправились через Красивую Мечу и, едва оказавшись на другом берегу, были — в наказание за посягательство на Русь — превращены в камень.
Реальность, вероятно, куда прозаичнее. Как считают многие ученые, родителем столь необычного мегалита стал проползший когда-то через эти места ледник. Он принес издалека громадный валун и водрузил его на несколько мелких камушков.
Впрочем, у других исследователей имеется иная версия. Согласно ей каменная композиция — рукотворная и является неким доисторическим компасом, дающим ориентир в пространстве. Сторонники такого предположения отмечают, что солнечный свет, проникая через щели между Конь-камнем и его «ножками», создает систему лучей, которая могла иметь для древних обитателей этих мест какое-то практическое значение.
Из исторических летописей известно, что чудо-камень в дохристианские времена являлся главным действующим лицом во время проведения языческих обрядов в этих местах. Наши далекие предки, поклоняясь ему как воплощению божества, якобы ежегодно приносили в жертву одного коня. Отсюда, весьма возможно, и пошло сохранившееся доныне имя мегалита. После прихода христианства на Русь сторонники новой веры стали почитать Конь-камень дурным местом, опасным для православного человека. Дошло до того, что святитель Арсений Коневский, который побывал на берегах Красивой Мечи, специально организовал крестный ход вокруг огромного валуна и окропил его святой водой. В результате такого ритуального действия из Конь-камня, как записал летописец, вылетели тысячи бесов.
Вот так, благодаря святому Арсению, древнее место черной силы попало в православную историю. В позапрошлом веке, чтобы почтить память о подвиге Арсения Коневского, неподалеку даже возвели часовню. Хотя справедливости ради следует сказать, что некоторые из местных жителей до сих пор склонны считать Конь-камень недобрым местом и предпочитают держаться от него подальше. («Вот, мол, и часовня-то здесь долго не простояла — снесли ее».) К слову сказать, известному русскому литератору Николаю Гумилеву, проезжавшему однажды по берегам Красивой Мечи, мегалит тоже не приглянулся. «Взгляни, как злобно смотрит камень...» — записал он в своей тетради.
Так ли уж злобно? Проверим!
■ ■ ■
В качестве подопытного объекта выбираю самого себя. Кроме того, испытать на собственном организме влияние Конь-камня вызвался еще один из участников путешествия — Игорь.
От ближайшего к цели нашего рейда села Козье пришлось около километра ехать вдоль речного берега по ухабистой грунтовке. Увлекшись такими «раллийными» приключениями, едва не проскочили нужное место. Здесь от основной дороги круто вверх по прибрежному склону уходят автомобильные колеи. Еще 300 метров по ним — и вот он, тот самый легендарный Конь-камень!
Валунище, действительно, внушительных размеров. Высота — метра 4, длина — вдвое больше... Как подсчитали специалисты, гранитная глыба весит более 75 тонн.
Судя по следам вокруг, на отсутствие посетителей Конь-камню сетовать не приходится: площадка рядом основательно утрамбована колесами и людскими ногами. Однако визитеры ведут себя аккуратно и уважительно к столь необычной достопримечательности. — На самом камне нет никаких надписей, а вокруг мы не заметили столь традиционных обычно следов бытового мусора. Впрочем, зоркий Игорь все-таки обнаружил неподалеку один явно посторонний предмет: в небольшой ямке, спрятавшейся в траве, валяется... полуразвалившийся конский хомут! Что это? Случайное совпадение или следы некоего ритуала, совершавшегося у Конь-камня?
Подобные наблюдения — из разряда «между прочим». Главным для нас, конечно, был сам валун-гигант, стоящий, как мы уже предварительно выяснили из описаний, на трех «ножках». В реальности такая приподнятость Конь-камня над поверхностью земли становится заметна не сразу. Это десятилетия назад, по свидетельствам тогдашних посетителей достопримечательного места, в просвет под валуном вполне могла пробраться овца или коза. Со временем нарос земляной слой, и теперь остался лишь узкий зазор — только кошке или мелкой собачонке пролезть. Хотя сам факт того, что Конь-камень действительно опирается на три других небольших валуна, как на ножки, не вызывает никакого сомнения.
При более внимательном обследовании кое-где на боках мегалита удалось найти характерные зазубрины — явные следы чьих-то стараний отколоть кусочек от гранитной махины. Это что же, народ запасается природным стимулятором? Значит, разговоры о чудодейственном влиянии мегалита на мужиков не пустая болтовня? Будем проверять!
Сидели мы с Игорем на Конь-камне по очереди, пытаясь ощутить какой-то прилив энергетических волн от шершавого гранита. Не ощутили. Впрочем, любое лекарство ведь не сразу начинает действовать.
Следующим показательным рубежом в нашем эксперименте могла стать последующая ночь, проведенная на импровизированном биваке среди лесных зарослей.
— Ну как? — поинтересовались друг у друга экспериментаторы, выбравшись поутру из палаток. Выяснилось, что оба спали беспокойно, хотя и без каких-либо этаких сновидений. «Наверное, слишком большое количество выпитого за ужином чая сказалось», — после некоторого размышления пришли мы к не слишком обнадеживающему выводу.
Оставалось уповать на еще более замедленное во времени действие Конь-камня. — Может, полученная от него энергия проявит себя через три-пять дней после сеанса, через неделю?..
Что ж, вот и этот срок миновал. Прислушивался к своим внутренним ощущениям, к возникающим желаниям. Пожалуй, заметных перемен по сравнению со временем «до Конь-камня» не заметно.
Выходит, чудесное энергетическое влияние мегалита — лишь досужий вымысел?
И тут вашего корреспондента осенило. Эксперимент-то получился на самом деле не совсем чистым. Дело в том, что после рандеву с Конь-камнем наша группа на следующий день побывала еще в одном примечательном месте на Красивой Мече.
Оно известно под названием Ишутинское городище. Обрывистый утес с плоской верхушкой возвышается над рекой, белея обнажившимися на склонах пластами известняка. Исследователи и историки утверждают, что в далекие времена на этой горе был расположен город. Имени его установить пока не удалось (нынешнее название месту дали по расположенной неподалеку деревне Ишутино). Довольно скромные размеры площадки на утесе позволяют утверждать, что поселение было небольшим — человек 200 от силы. Об истории этого городка сохранились любопытные сказания.
Якобы поселение неоднократно подвергалось татарским набегам, однако кочевникам так и не удалось захватить здесь пленников. Ворвавшись в селение, степняки всякий раз обнаруживали его абсолютно безлюдным. Хотя в домашних очагах еще тлели горячие угли. Обыскав всю округу, неудачливые воины-захватчики вынуждены были возвращаться восвояси без столь ценимого ими живого товара. Они не догадывались, что люди и скот все это время прятались в глубоких пещерах, пронизывающих утес, в которые вели из городка потаенные ходы. Так гласит древняя легенда.
Уже много позднее, в позапрошлом веке, на Ишутинском городище были организованы раскопки, но обнаружить следы каких-либо подземелий так и не удалось. Загадка древнего поселения и его обитателей осталась неразгаданной до сих пор. А само место это стало пользоваться дурной славой, жители окрестных деревень предпочитают его не посещать.
Зато современным туристам-путешественникам все нипочем! Приезжают на городище, любуются великолепными видами, открывающимися с вершины утеса... Наша группа не стала исключением. Насладились тамошними красотами по полной программе — действительно, уникальное для средней полосы России место! Однако...
Теперь, по прошествии дней, закрадывается мысль: а вдруг негатив-энергия Ишутинского городища нейтрализовала в организме позитив-энергию, полученную днем ранее от Конь-камня?!
Проверить это можно, лишь совершив повторный визит к чудо-мегалиту, и после него уж не сворачивать ни к какому городищу. Вдруг тогда все-таки сработает?!
И еще одно смутное сомнение возникло при более тщательном анализе проведенного на берегах Красивой Мечи эксперимента. Дело в том, что во время энергетического сеанса ваш корреспондент прихватил с собой на макушку Конь-камня номер любимой газеты (традиция у меня такая: фотографироваться в разных эксклюзивных местах с развернутым «МК» в руках). Так неужели же это выпуск «Московского комсомольца» экранировал меня от заветных укрепляющих излучений мегалита? Может ли быть такое? Ведь «МК» никогда не проповедовал пуританских настроений! Или все дело в составе бумаги и типографской краски? (Шучу!)
Подытоживая, можно сказать: даже если с проверкой чудесного воздействия Конь-камня на мужской организм получился облом, наше путешествие все-таки дало незабываемые впечатления. Эти места, действительно, являются уникальными, и к ним как нельзя более подходит прилагательное из названия самой реки — Красивая Меча.
P.S. А мой товарищ по эксперименту Игорь в последнее время как-то подозрительно стал избегать разговоров о случившемся рандеву с Конь-камнем и его последствиях. Может, у него все удачнее получилось?
Ну а ваш корреспондент под конец тоже должен признаться в сокровенном. После этого путешествия и сопутствовавших ему приключений все женщины в нашей редакции кажутся теперь еще более симпатичными!
Спасибо, Конь-камень!