Эксперты объяснили рост ксенофобии в России: «Мы превращаемся в животных»

Исследование Левада-центра неприятно поразило

В понедельник социологи «Левада-центра» сообщили, что у нас с вами опять зачесался национальный вопрос. Общероссийское репрезентативное исследование населения показало, что за год ксенофобия в стране прилично выросла.

Исследование Левада-центра неприятно поразило

Например, доля граждан, которые поддерживают националистическую идею «Россия для русских» (а эта доля снижалась с 2014 года), выросла с 10 до 19%. Из опрошенных 39% считают нормальными дискриминационные объявления о сдаче жилья или приеме на работу (социологи приводят примеры: «Сдам русской семье» или «Кавказ просьба не беспокоить»), 29% относятся к ним с «пониманием», а 10% одобряют. Больше всего таких ответов в Москве – 63%.

Рейтинг же «не лучших» для проживания в стране этносов возглавляют цыгане (рост с 17 до 32%), китайцы (с 15 до 31%) и вьетнамцы (с 12 до 26%). С 58 до 67% выросла доля россиян, считающих, что правительство должно ограничивать приток мигрантов.

Социологи «Левада-центра» пояснили, что россияне таким образом на фоне ухудшения потребительских и социальных настроений россияне «перенаправляют раздражение на «Другого». Подобное не раз наблюдалось «в периоды экономического неблагополучия и социальных трансформаций».

Перевожу как могу с русского научного на бытовой — жить стали хуже, но виноваты в этом не мы сами, а кто-то еще. Надо кого-то обвинить, не себя же любимого.

Вот, например, что думает по этому поводу ведущий эксперт Центра политических технологий Алексей Макаркин:

- В обществе идет накопление негативных эмоций. Выплескивать раздражение на кого-то надо. А на кого у нас можно выплеснуть раздражение? Ну, во-первых, на власть. Можно выплеснуть раздражение в интернете, но с оглядкой. Так что люди либо анонимно выражаются, либо на кухне по-старинке.

Второй объект для раздражения — Запад. Интересно, что негативное отношение здесь уменьшается. Уходит сильная антизападная эмоция, уходит ощущение великого противостояния, существенно снизился крымский эффект, сплачивающий и объединяющий.

Ну и кто остается у нас? Всякие «чужие внутри страны». Интересно, что на первое место вышли цыгане. Это очень показательно. Традиционно у нас чужой воспринимался в двух контекстах. Один контекст — это угроза жизни, безопасности, здоровью. Второй — конкуренция за работу. Вот сейчас, поскольку в экономике ситуация осложнилась, у нас фактически стагнация, тема конкуренции за работу хоть и осталась, но значительно ослабла. На первый план выходит тема безопасности. Люди все менее уверенно чувствуют себя в этом мире — и у тебя самого заработок снизился, и уволили знакомого, но при этом ты не чувствуешь, что тебя вытесняют. Поэтому ты оглядываешься вокруг — и у тебя страх по поводу безопасности. Вот таким образом цыгане и принимают на себя такой удар.

То, что говорят социологи и политологи — это, скажем так, первый, внешний, уровень проблемы. О внутреннем мы поговорили с протоиереем Дмитрием Смирновым. Вот, что он сказал:

- Рост ксенофобских настроений связан с общей дикостью. Присутствие на нашей территории представителей других народов и рас оказывает давление. В некоторых классах до половины деток из мусульманских семей. А народ не просвещен светом Христовым, никто не учит, как с этим быть.

Нужна усиленная пропаганда добра и христианства. Это нам соприродно. Это может вернуть к жизни то, что лежит на дне души человека. Но этим никто не занимается.

Интеллигенция выступает против. Они же считают, что светское государство — это что-то совершенно не религиозное. У нас со строительством каждого храма или реставрацией — обязательно битва должна быть. А ведь еще Патриарх Алексий сказал — чем больше храмов, тем меньше тюрем. Неужели не понятно? Нет, начинают — надо 12 тысяч учебников истории, чтобы была толерантность, новые какие-то глупости прививают людям, вместо того, чтобы прививать исконные природные наши ценности.

Надо учить детей христианству, что такое добро, что такое зло, что такое заповеди, какие последствия их нарушения. Мы же превращаемся в животных. Ксенофобия — это чисто животное проявление. По мере вытеснения христианства из сознания, из души, мы превращаемся в животных. Даже одного отряда звери насмерть борются за свои ареалы. Вот и все.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27768 от 28 августа 2018

Заголовок в газете: Рoccияне полюбили Россию для русских

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру