23 августа в Новосибирский архитектурный университет приехали представители местной епархии РПЦ. Причина визита была совершенно будничная — в рамках форума «Новосибирск — город безграничных возможностей» обсуждалась доступность храмов для маломобильных граждан. Нестандартным стал прием, оказанный гостям университета — обнаженные статуи мужчин и женщин решено было завесить тканью. Как рассказал один из участников мероприятия, скульптуры прикрыли, чтобы не ранить чувства членов делегации РПЦ. Известный религиозный и общественный деятель Андрей Кураев рассказал «МК», имела ли смысл такая необычная инициатива и оскорбляет ли его как человека верующего вид обнаженной натуры.
- Здесь все очень просто. В одной монашеской книге, очень старой, шестого века, рассказывается такой случай. В городе Иераполе, это Ближний Восток, проходил архиерейский собор. Узнав об этом, местная гетера, главная проститутка этого города, самая красивая, известная, решила посмотреть на епископов. Когда они вышли на городскую площадь, она в таком, вызывающем, виде, может, даже совсем обнаженная, взяла и прошлась по площади. Все епископы отвернулись, спрятали свои глаза и лица, и только местный епископ провожал эту женщину взглядом. Его дергают за рясу и говорят: «Что ты делаешь?! Что за искушение такое?» А он отвечает: «Какую дивную красоту создал Господь!» Ну, а потом, согласно житию, он с ней встретился, поговорил, она покаялась, стала праведницей, и даже святой! На самом деле, каждый из нас в себе самом носит свои собственные искушения. И если человек, дожив до своих седых волос, не умеет отличать, где эротический магазин, а где архитектурный институт или выставка античных скульптур, то это печально. Если монах, даже на старости лет, склонен о сексе думать, глядя на каменную статую, значит, он не справился со страстью в себе самом. Так что это, на самом деле, диагноз им самим, этим возмутившимся людям. Если бы апостолы возмущались каждый раз, проходя мимо каменной обнаженной статуи, которыми был полон античный мир, то, наверное, они не смогли бы проповедовать, а так и погрязли бы в скандалах.
– То есть, Вы не считаете, что вид обнаженной статуи может оскорбить чувства верующего человека?
- Знаете, оскорбляет мои чувства здравомыслящего человека то, что ректорат принял решение задрапировать эти статуи. Ладно, я понимаю в семнадцатом или восемнадцатом веке такое бы произошло. Хотя, даже не знаю, в каком инкубаторе нужно было жить в восемнадцатом веке, чтобы не видеть обнаженной натуры. Но в современном мире считать, что студенты или преподаватели, ректор или владыка будут возмущаться, глядя на эти статуи, в нашем веке, во времена Интернета, ну это очень странно.