«В этой церкви у нас все и крестились, и венчались»
Деревня Кондопога находится в девяти километрах от города Кондопоги (название происходит от карельских слов «медведь» и «бухта»). Места красивейшие, деревня стоит в районе Чупа-губы, на берегу Онежского озера, кругом лес, скальные островки, тихие бухты, крики чаек.
— Набережные в Санкт-Петербурге видели? Мрамор на них отбивали у нас на месторождениях в Тивдии и Белой Горе, — говорит мой провожатый, местный житель Николай.
Но главной достопримечательностью Кондопоги была деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, ровесница деревни, построенная в 1774 году на народные деньги.
42-метровый храм, расположенный на небольшом мысе, вдающемся в Онежское озеро, был виден издалека. Сейчас от него остались лишь обугленные бревна. Пока шли следственные действия, пепелище было оцеплено, сейчас к пожарищу можно подойти вплотную.
Здесь до сих пор пахнет гарью. Огромные камни-валуны, на которых стоял храм, потрескались от огня. Пол в храме, по рассказам местных жителей, был сложен из 250-летних деревьев. Простоял, не сгнив, 244 года. Сейчас он превратился в пепел.
У церкви уцелела только нижняя часть одной из стен. Пожарным удалось отвоевать ее у огня. Сохранился также крест, который был установлен на могиле похороненного рядом с храмом врача. Среди обугленных головешек видны старинные кованые гвозди, когда-то на пяток таких гвоздей можно было купить ягненка…
— В Успенской церкви у нас многие и крестились, и венчались, — говорит жительница деревни Ирина. — А потом приходили за упокоением. Место ведь старинное, намоленное. Атмосфера — благостная. В храме стояла большая икона Страшного суда, она была написана внутри церкви, вынести ее было невозможно — по габаритам не проходила в дверь. А еще в храме был удивительный потолок-«небо» — серия икон, которая отображала «Божественную литургию». В центре — образ «Христос Великий Архиерей», а на 16 гранях по кругу — херувимы с серафимами и ангелы в дьяконовском облачении. Постоишь под этим «небом» — как умоешься, выходишь из церкви с чистым сердцем.
Церковь, уничтоженная огнем, была очень необычной. По рассказам местных жителей, здесь стояли столбы с языческими символами. На них была изображена женщина-богиня с поднятыми вверх руками, как память о языческой богине Берегине.
— Эти столбы сохранились еще со времен постройки старой церкви, — говорит старожил Иван Петрович. — В деревню в свое время стекались беглые каторжане и крестьяне, было много язычников. Столбы в церкви были покрашены специальной краской с использованием болотной охры и черники. Многие, кто приезжал в Успенскую церковь, обняв эти столбы, загадывали желание. Но еще мои родители говорили: чтобы желание исполнилось, оно не должно быть связано ни с деньгами, ни с чем-то материальным.
Как рассказывают жители Кондопоги, в туман Успенская церковь служила еще и маяком. Наверху, у окна, зажигали лампаду, и огонек был виден проплывающим по Онеге судам, которые шли на целлюлозно-бумажный комбинат. На огонек ориентировались в штормы и рыбаки, выходящие на озеро на узких весельных лодках-кижанках. Многим людям этот церковный огонь жизни спас.
В последние годы службы в Успенской церкви проводились только в церковные праздники и в утренние часы, а в остальное время она являлась музеем. Памятник постоянно посещали группы туристов.
Вот и в роковой день, 10 августа, с утра в храме побывали два паломника и экскурсионная группа. А как только они уехали, храм вспыхнул как спичка.
— Я в тот день не дежурила, — говорит смотритель Галина, которая вышла к нам из домика сторожей. — На смене был коллега, Владимир. Он с огнетушителем бросился сбивать пламя. Но куда там, бревна были высушены временем, от бензина огонь стал моментально распространяться по всему корпусу. Еще и ветер был западный, дул в сторону храма. Сразу, в 9.28, сработала пожарная сигнализация. Пожарные были на месте через 8 минут. Местные бросились с ведрами с водой. Но жар от огня шел такой, что близко подойти было невозможно. Я как увидела церковь в огне, ноги разом отказали. Хотела встать — и не могла. Еще по озеру шла баржа, начала пронзительно гудеть. Как набат. Сейчас вспоминаю — и мурашки по коже идут. Этому храму ведь цены нет. Он выполнен в стиле прионежской шатровой школы, хотя в то время Петр I уже издал указ строить на Руси церкви только с луковичными куполами.
Успенская церковь стояла неуязвимой два с половиной столетия. Лишь однажды в щиток сторожки, где дежурил смотритель (по злому року — опять же Владимир), попала молния. В церкви оплавились провода. Но беды тогда удалось избежать.
— Бог хранил, церковь уцелела после революции, когда были гонения на религию, а малолетний сатанист, облив бензином, уничтожил храм, — говорит Максим Шлямин, живущий по соседству. — А ведь этот поджигатель мог полдеревни снести. Старики рассказывали, что под церковью, в земле, остался со времен войны склад боеприпасов. В больших деревянных ящиках были закопаны винтовки и снаряды.
Старожилы вспоминали, что здесь в войну забирал боеприпасы финский летчик уже устаревшего бомбардировщика «Фокер-D». Ему был дан приказ разбомбить Кижи, где якобы укрылись партизаны. Но увидев древний памятник, пилот отвернул самолет и сбросил бомбы только на корабль на Онежском озере.
До недавнего времени местные показывали приезжим и инициалы финского снайпера, который оставил отметку на одном из бревен Успенской церкви в 1942 году.
Теперь гордости кондопожцев, древнего храма, нет.
«Одевался во все черное, носил перевернутый крест»
Поджигателя в деревне хорошо знают. Юрий из года в год приезжал в деревню к бабушке Людмиле Александровне на каникулы. Сейчас некогда общительная старушка стала затворницей.
Найти ее дом не составило труда.
— Идите вдоль озера, увидите во второй с краю двухэтажке самый красивый балкон с цветами — это и есть ее квартира, — напутствовали меня местные жители.
Палисадники у местных жителей утопают во флоксах, мальвах и петуньях. А балкон бабушки Юры на втором этаже — настоящая оранжерея.
На звонок в дверь никто не откликнулся. Одна из соседок объяснила: «Не стучите и не звоните, Людмила сейчас никому не открывает. Только на лекарствах и держится».
Старушку в деревне все жалеют. Людмила Александровна долгие годы проработала на местной птицефабрике, потом была заведующей кондитерской. Все ее любили за отзывчивость и веселый нрав.
— Только в личной жизни Люде не повезло. Первый муж у нее рано умер, сейчас она живет со вторым, — рассказывает сосед. — Дочь Лариса, мать Юры, после школы поступила на экономический факультет Петрозаводского университета, осталась работать в Петрозаводске и бывала в деревне только наездами. Один сын, Алексей, сильно пил, у него не выдержало сердце, в 42 года он умер. Второй сын, Игорь, не работает, живет с матерью, у него инвалидность, он периодически ложится в психиатрическую больницу.
По рассказам соседей, старушка сильно переживала и за больного сына, и за свою дочь Ларису, которая одна поднимала двух детей. Муж ее ушел из семьи, когда младший сын Юра был еще маленьким.
— Мальчишки оба были хорошие, все время бабушке помогали на огороде, сумки тяжелые таскали, учились хорошо, — рассказывает соседка. — Старший, Антон, отслужил в армии, сейчас работает и учится заочно в институте. И младший, Юра, был на хорошем счету, раньше никто не замечал за ним странностей.
Деревенские в один голос говорят: «Его сгубил город, Интернет и вседозволенность».
В этом году, по рассказам кондопожцев, Юру как будто подменили. Он одевался неизменно во все черное, носил перевернутый крест, стал замкнутым и угрюмым.
— Лето в этом году жаркое, духота стоит, а этот подросток ходил все время в темном балахоне с капюшоном на голове, — рассказывает смотрительница Успенской церкви Галина. — Я его постоянно встречала на дороге, которая вела на кладбище.
Деревенские жители стали замечать, как парень, перебравшись через завал, дважды в день скрывается на территории заброшенной птицефабрики. Никто из местных туда без лишней надобности не суется. Как объяснили деревенские жители, раньше в кессонах компостировали отходы от кур, а весной удобряли этим поля. Этот «клондайк» привлек волков. Прикормленные некогда хищники и по сей день заходят в деревню, утаскивают деревенских собак.
А сатанист, похоже, зверей не боялся. Потом следователи нашли в заброшенной птицефабрике следы магических ритуалов черной мессы — обряда, который является антиподом христианской литургии.
В сопровождении старожила Степана идем по стопам сатаниста. Перелезаем через колючую проволоку, завал из бревен, перебираемся через ров и оказываемся на территории, где некогда располагалась большая птицефабрика, которая снабжала весь регион яйцами и мясом.
Сквозь асфальт уже проросла трава. В окнах корпусов выбиты стекла, двери висят на одной петле. Заворачиваем за угол и видим на стене перевернутую пентаграмму, образующую голову козла, которая обычно бывает изображена на обложке «Сатанинской Библии». Символ магии выведен красной краской.
Рядом на куске уцелевшего асфальта начертан шестиугольник, в центр которого вставал сатанист для вызова злых духов. Тут же лежат огарки свечей, лампада.
Внутри соседнего здания на стене изображен знак церкви сатаны, перевернутый крест, всевидящее око, знак зверя 666.… Обогнув корпус, видим надпись «Да здравствует сатана».
Похоже, Юра проводил здесь немало времени. Причем в свою веру он пытался обратить и местных подростков. Ребятня хорошо знала об увлечении петрозаводского школьника. Многие присутствовали на его сеансах. Слышали, что он собирается сжечь и себя, и церковь, но не придали этим словам значения, списав их на обычную браваду.
Теперь ни одного из этих подростков невозможно найти на улице. Одних родители увезли к родственникам, другие сидят под замком. Им строго-настрого запретили с кем-либо разговаривать.
В деревне есть детский дом. Одну из воспитанниц, по рассказам деревенских жителей, Юре удалось-таки завербовать. Девочка всерьез заинтересовалась, выразила желание поклоняться силам зла. Теперь с ней работают психологи.
Уже точно установлена хронология того рокового дня, 10 августа. Юра позавтракал. Попросил бабушку отсыпать в бумажный пакет конфет и, захватив планшет, отправился навестить своего троюродного брата Ивана (имя несовершеннолетнего изменено), у которого в доме был Интернет. Мальчик сломал ногу, передвигался на костылях и большую часть времени проводил дома. Придя в гости, Юра сразу зашел на свою страничку в социальной сети. Прочитал личное сообщение, резко поднялся и покинул дом.
У подростка в схроне была припрятана канистра с бензином. У многих в Кондопоге есть моторные лодки. И Юре не составило труда обменять свою музыкальную колонку на бензин.
Дождавшись, когда туристы покинут церковь, он прокрался к храму со стороны озера, облил стены бензином и чиркнул спичкой…
Задержали подростка на дороге, ведущей в Петрозаводск. После того как сатанист сжег церковь, он уже не вернулся в дом бабушки, а пешком отправился домой.
Родной город — Ад
По одной из версий, подросток получил сигнал от некоего куратора в соцсети, после чего отправился к Успенской церкви.
— Я такой сценарий не исключаю, он вполне реалистичный, — говорит кандидат психологических наук, эксперт по религиозным культам Александр Нечеев. — Кураторы групп прячутся за никами, трудно определить, кто они на самом деле. Интернет в целом — это зона «с открытыми дверями». Здесь любой человек может создать профиль и паблик. Если у него есть навыки и деньги, он может этот паблик раскрутить и вовлечь подростков в какие угодно действия. Мы знаем, что есть манипуляторы политического толка, сегодня очень помолодела политическая активность людей.
Психика ребенка в юном возрасте очень уязвима. И кураторы, внушая подросткам, что они идут бороться с несправедливостью, легко выводят их «на баррикады».
Также немало существует сообществ, которые условно можно назвать виртуальными сектами. Они состоят из людей, личности которых зачастую сложно идентифицировать, но схемы их работы и формат существования напоминают самые настоящие секты. Они активно привлекают людей, прежде всего молодежь, манипулируют их психикой и подталкивают к действиям провокационного, а зачастую и преступного характера.
К сожалению, сегодня достаточно популярными и востребованными стали сообщества сатанистской направленности. Чтобы в этом убедиться, достаточно просто зайти в известные соцсети, забить ключевые слова и посмотреть, какое выскочит количество пабликов и подписчиков.
Действительно, у подобных групп по 14–25 тысяч подписчиков. Есть даже сообщество, посвященное защите прав религиозных меньшинств, включая сатанизм. Любому желающему могут выслать соответствующую литературу.
— Зачастую ребенок находится дома под присмотром родителей, мама с папой находятся в соседней комнате, а он сидит на сайтах, форумах или пабликах, которые имеют просто человеконенавистническую направленность, — говорит Александр Нечеев.
На странице у Юры в ВКонтакте в графе «родной город» указано — Ад. Главное в жизни, по мнению сатаниста, это развлечения и отдых, главное в людях — власть и богатство. Под аватаркой у него стоит строчка из песни рэпера из Тольятти, называющего себя St1m aka Billy Milligan: «Мне не нужен Голливуд, моя цель — Хошимин взять, Билли вышел на тропу войны, пошумим….»
Надо заметить, что Билли Миллиган — американец, у которого психиатры обнаружили 24 полноценные личности. Его обвиняли в нескольких ограблениях и изнасилованиях, но признали невменяемым. О нем были написаны романы «Множественные умы Билли Миллигана» и «Войны Миллигана», которые стали популярны у подростков.
Многие в Кондопоге считают, что личность Миллигана так притягивала подростка, потому что у него самого не все было в порядке с психикой. Тем более что в семье уже есть душевнобольной родственник.
— Это мог совершить как психически больной человек, так и абсолютно здоровый, — считает психолог, депутат муниципального совета, заместитель главы округа Морской в Санкт-Петербурге Надежда Петрова. — На Западе есть ряд официально зарегистрированных общин сатанистов. У нас они хоть и есть, но не регистрируются. Существует некая мода на сатанизм, особенно в частных школах в крупных городах. Многие дети в этом открыто признаются. В открытом доступе есть масса материалов, посвященных этому культу. Дети увлекаются этой модной идеей. При этом подростков могут использовать, чтобы их руками творить страшные вещи.
Надо заметить, что в Кондопоге есть немало и тех, кто уверен, что парень просто хотел противостоять своим родителям даже в выборе веры. Отсюда, мол, и оккультные ритуалы.
Мама Юры, Лариса, судя по ее страничке ВКонтакте, серьезно увлечена сахаджа-йогой. Многие сообщения посвящены медитации и ведическому миру. На страничке выставлено огромное количество фотографий, но почти на всех — соратники по увлечению и всевозможные «облака».
Через два дня после того, как ее сын сжег Успенскую церковь, она выставила пост: «Не судите да не судимы будете».
У подростка на страничке в соцсети статус «Аве сатана» и сплошь оккультные символы, сломанные кресты, горящие церкви…
— Для людей, которые исповедуют сатанинские представления, любое разрушение носит священный, сакральный характер. А сатана воспринимается как бог разрушения, бог насилия. Поэтому их привлекает все, что связано с кровью и пламенем, — говорит эксперт. — Кроме того, символика огня давно и плотно связана с дьяволом. Даже средневековые художники рисовали его как рыжеволосого и рыжебородого человека, который олицетворял адское пламя, которое проникает из ада на землю. И его проводником является сатанист.
— Почему это движение так привлекает молодых людей?
— Сегодня подростки не вовлечены в систематические процессы или сообщества, которые способствуют их социализации, а школа ничего не может противопоставить всему тому изобилию шокирующего контента, который так привлекает и удерживает внимание подростков в Интернете, — считает Александр Нечеев.
По мнению эксперта по религиозным культам, подростки в силу возраста озабочены поиском себя, своей идентичности, которая только формируется. И где им еще искать ориентиры, основы для самоопределения, как не в Интернете, в котором существует атмосфера свободы и вседозволенности. Где любой материал подается как уникальный. Где поведают то, что не расскажут родители, не покажут по телевизору.
— Кто создает эти паблики, какую они цель преследуют?
— Частично эти паблики создают сами подростки, которые таким путем хотят самоутвердиться за счет своих сверстников. Но гораздо опаснее, когда паблики создают взрослые люди. Известно, например, что очень многие педофилы создают сообщества, которые на первый взгляд не посвящены сексу, но связаны с такими темами, как свобода, внутренняя раскрепощенность, поиск собственного «я». Они также могут создавать паблики, тематика которых не исключает различных извращений и того, что подростки захотят заработать деньги, участвуя в виртуальном или реальном половом акте. А сообщества, посвященные сатанизму и поклонению дьяволу, как раз и могут подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он нормально отнесся к половому акту со взрослым дядей за деньги. Таким образом, заманивают в свои сети.
■ ■ ■
Уже промелькнула информация, что в Карелии — рассадник сатанизма. С этим категорически не согласны в Петрозаводской и Карельской епархии.
— В Карелии сатанистов не больше и не меньше, чем в целом по стране, — говорит дежурный священник. — Церковь пытается этому противостоять, как-то повлиять на учеников. В школах ввели предмет «Основы религиозных культур и светской этики», но родители школьников противостоят его изучению. Саботируют все наши начинания. А сами разрешают сидеть детям дома за компьютерами, лишь бы они их не трогали.
— Сатанизм можно называть сектой?
— Нет, секта — это некое ответвление от религий. Как, например, ваххабизм — это исламская секта, «Свидетели Иеговы» (запрещены в России) — это христианская секта. Появляются некие отщепенцы, которые извращают основную идею. Сатанизм — это мировоззрение, субкультура, которая противостоит христианству и является воплощением зла.
— Но что-то подростков в этом привлекает?
— Я думаю, вседозволенность. Церковь говорит, что не надо убивать, не надо воровать, не надо изменять жене. А сатанисты твердят: действуйте как угодно, нет никаких ограничений.
— Что этому можно противопоставить? — спросили мы у Александра Нечеева.
— Нужно действовать на территории противника, создавать в Интернете конструктивные ресурсы, вовлекать молодых людей в общественно-полезные проекты. Нужно развивать образовательные ресурсы. Ну и, конечно, нужно усилить контроль за Интернетом. Подобно тому, что мы на улицах стараемся установить фонари, то же самое нужно сделать и в Интернете, чтобы защитить детей от попадания в заведомо опасные зоны.
P.S. Подросток сейчас находится в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей МВД по Республике Карелия. Ему предстоит пройти комплексную психолого-психиатрическую экспертизу. Если Юрия признают невменяемым, его ждет лечение в психиатрической больнице. Если эксперты определят, что парень здоров, его могут привлечь к ответственности за вандализм, но в данном случае уголовная ответственность наступает только с 16 лет. Если же Юрия признают сатанистом, то действия подростка могут приравнять к экстремизму, и он начиная уже с 15 лет понесет уголовную ответственность и попадет в колонию для несовершеннолетних.