В мае 2016 года «украинская наводчица» Надежда Савченко была возвращена на Украину в рамках обмена на бывших бойцов ГРУ, попавших в украинский плен на Донбассе. Напомним, женщину обвинили в убийстве двух российских журналистов, покушении на убийство мирных жителей и незаконном пересечении границы России.
Сенцова признали виновным в создании террористической организации в Крыму, участники которой планировали совершить серию взрывов и поджогов на полуострове. В частности, они подожгли дверь в офис «Единой России» в Симферополе. Тем не менее, ни один человек от действий группы Сенцова не пострадал, а ущерб, нанесенный партии власти, оценили в 30 тысяч рублей.
Суды над Савченко и Сенцовым проходили по схожему сценарию. Обвинение выступало со слабой доказательной базой и сомнительными свидетелями, а сторона защиты заявляла о пытках и нежелании суда разбираться в сути дела. Правда, Савченко дали 22 года колонии общего режима, а Сенцову - 20 лет «строгача». При этом «наводчицу» обменяли через 2 месяца после приговора, а об обмене режиссера российские власти даже не заикаются.
Однако не похоже, что дело «крымских террористов» является для Кремля чем-то особенно принципиальным. В частности, в июне 2016 года на Украину отпустили члена сенцовской группы Геннадия Афанасьева, осужденного на 7 лет лишения свободы. Его обменяли на членов так называемой «Народной рады Бессарабии», которые симпатизировали России и самопровозглашенным ДНР и ЛНР. В то же время еще два «крымских террориста» Алексей Чирний (7 лет заключения) и Александр Кольченко (10 лет заключения), как и Сенцов, продолжают отбывать свое наказание без надежды на скорое освобождение.
Родственники и адвокаты Сенцова уверены, что он не станет подписывать прошение о помиловании. Он объявив что закончит голодовку только после освобождения всех «политических заключенных из Украины» Причем даже в Киеве не знают, о каком именно количестве человек может идти речь.
Тем временем цена Сенцова в переговорах по обмену заключенными в российско-украинском конфликте растет неимоверными темпами. За его скорейшее освобождение выступают сотни деятелей культуры и искусства .
Между тем, на Украине тоже есть заключенные, которые лишились свободы из-за своих симпатий к России. В том числе речь идет о россиянах. По различным данным, таких людей может быть сотня или даже несколько тысяч, но в СМИ о них практически ничего не сообщается. В этих условиях наивно рассчитывать, что Сенцова и других его украинских коллег по несчастью могут отпустить просто так.
Савченко обменяли на бывший бойцов ГРУ, взятых в плен на границе между ЛНР и Луганской областью. Сенцову тоже нужна своя «половинка». Например, ею может стать главный редактор «РИА Новости Украина» Кирилл Вышинский, у которого украинские спецслужбы нашли российский паспорт и медаль «За возвращение Крыма». Журналиста обвиняют в государственной измене, а тот пытается отказаться от украинского гражданства.
В любом случае для обмена нужно желание не только Москвы, но и Киева. Ранее украинские власти уже добились освобождения Савченко, но затем так сильно обожглись на ней, что обвинили в попытке убийства высшего руководства страны. Рискнут ли они возвращать Сенцова, или предпочтут оставить его раздражителем в российской тюрьме, неизвестно.