Посадки за репосты: почему против выступили бизнес и церковь

Станет ли меньше дел об экстремизме в сети

Никто не спорит, что с экстремизмом нужно бороться. Экстремизм, если коротко, - это приверженность крайним взглядам и методам действий. Например, пачками возбуждать дела, уже прозванные в обществе «делами из-за репостов», - крайний метод действий. Экстремизм. И вот в борьбе с ним, похоже, появилась робкая надежда на победу.

Станет ли меньше дел об экстремизме в сети

Но обо всем по порядку. Дела из-за репостов появляются как административные, так и уголовные, поэтому сколько их в реальности выяснить невозможно — отдельной официальной статистики нет. Но есть статистика по преступлениям экстремистской направленности. В 2011 году их в России было 622. В суд было направлено 463 дела. В 2017-м — 1521 преступления, и 1109 дел направлено в суд. Сейчас за полгода уже 762 преступления, в суд направлено 481 дело. То есть, от прошлогодних показателей не отстаем.

Вот два свежих примера. На Алтае (там, кстати, просто рассадник какой-то — четыре дела за весьма небольшой срок) житель Заринска сообщил на своей страничке «ВКонтакте», что стал фигурантом уголовного дела об экстремизме из-за репостов. Поскольку в его записях следователи обнаружили «признаки враждебного отношения к группе лиц на основании их принадлежности к евреям». А в Туве полиция задержала правозащитницу Оюму Донгак из-за обнаруженных на ее странице в социальной сети «ВКонтакте» записей со свастикой. Две архивные фотографии были опубликованы еще в 2014 году.

Чаще всего дела возбуждаются по статьям 280 (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности), 282 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), 205.2 (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма), 354.1 (реабилитация нацизма) и ч.1 ст.148 (оскорбление чувств верующих).

Еще в конце июня в Госдуму был внесен законопроект о смягчении ч. 1 ст. 282 УК РФ. Смысл был в том, что хватит сажать за репосты. Давайте, мол, если уж очень надо, наказывать административно. Идею поддержала спикер Совфеда Валентина Матвиенко, а вот Верховный Суд раскритиковал проект закона об отмене уголовных наказаний за репосты.

Зато, в результате, наступление на экстремизм борцов с экстремизмом началось уже не на уровне простого возмущения в сети.

И вот еще пара ударов. Сначала владелец соцсетей «ВКонтакте» и «Одноклассники», Mail.Ru Group, выступила с заявлением: «Мы видим, как во многих регионах нашей страны становится популярной практика возбуждения уголовных дел на пользователей за лайки и репосты в социальных сетях. Зачастую действия правоохранительных органов явно не соответствуют потенциальной угрозе, а их реакция на записи в комментариях или мемы в ленте оказывается немотивированно жесткой». И призвала государственные органы прямо таки «убить в себе государство» - изменить как законодательство, так и правоприменительную практику. «Считаем необходимой амнистию несправедливо осужденных, отбывающих срок по соответствующим обвинениям и декриминализацию подобных случаев в будущем», — заявили в компании.

Mail.Ru Group вполне можно понять. Их, похоже, следственные органы задолбали запросами на пользователей соцсетей, подозреваемых в экстремизме. А по закону компания обязана данные предоставить. Ну, и главное, в сети поднимается движение ухода из «ВКонтакта» - площадки, где «экстремистов» чаще всего и винтят. Кому же хочется терять пользователей?

Затем, в тот же день, выступила РПЦ. Вахтанг Кипшидзе, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, призвал создавать условия для прекращения дел, касающихся оскорбления чувств верующих, в связи с примирением сторон. «Если лицо, в отношении которого ведется расследование по 148 статье, признает свою вину, сожалеет о содеянном издевательстве над святыней, то любой верующий человек призван ходатайствовать о прекращении уголовного преследования и добиваться прекращения дела в порядке, предусмотренном статьей 25 Уголовно-процессуального кодекса («Примирение сторон»)», — заявил он. И, самое интересное, добавил: «Мы призываем следователей, судей и заявителей, считающих себя православными верующими, к тому, чтобы большинство, а желательно, и все производства по оскорблению чувств верующих заканчивались именно примирением сторон». (Пожалуй, стоит заметить, что в последние годы РПЦ, как институт, очень хорошо чувствует, куда дует административный ветер, и просто так выступать не будет.)

Но в целом, на сегодняшний день, воля и простых людей, и бизнеса, и духовных лидеров обозначена. Осталось дело за волей политической. Тем более, что на этом никто, кроме следователей, ничего не потеряет. А энергию высвободившихся от борьбы с репостами следователей можно и на добрые дела направить. У нас в стране за январь-июнь нераскрытыми являются 362.745 преступлений.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27751 от 8 августа 2018

Заголовок в газете: Следствие сдает репост

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру