По сравнению с 2014 годом рейтинг самых сложных экзаменов претерпел значительные изменения. Раньше самым сложным предметом для учащихся была история — тогда минимальный балл по этой дисциплине не смогли набрать более 20% ребят. В этом году история оказалась лишь на пятом месте по сложности, с ней не справились лишь 9,6% школьников. Второе место по сложности четыре года назад заняла география, а третье — все та же химия, по которой школьники стабильно не блещут знаниями.
Удивительно, что школьников, не сдавших экзамены по основным дисциплинам, оказалось в разы меньше, чем тех, кто не справился с предметами по выбору. Казалось бы, если выпускник выбирает по собственному желанию предмет, он должен его любить и неплохо знать. Однако на деле это оказалось совсем не так. По словам педагогов, такая картина сложилась из-за того, что подготовке к ЕГЭ по дополнительным предметам в школе уделяют намного меньше внимания. К тому же во многих учебных заведениях наблюдается дефицит профессиональных учителей именно обществознания, биологии и химии.
— Думаю, что причина того, что каждый шестой школьник завалил экзамен по биологии, кроется в высокой сложности данного ЕГЭ, — объясняет учитель биологии Наталья Капустина. — В данном экзамене встречаются вопросы, которые не всегда освещаются в учебниках, их просто не проходят в рамках школьной программы. При этом у детей, которые серьезно занимаются биологией дополнительно, данный ЕГЭ тоже может вызвать проблемы, так как некоторые вопросы в нем строятся на сведениях 20–30-летней давности. К сожалению, за последнее десятилетие содержание школьных пособий практически не изменилось, а ведь биология является одной из самых быстроразвивающихся наук. В связи с этим победители серьезных биологических олимпиад крайне редко набирают 100 баллов за этот ЕГЭ. Кроме того, ЕГЭ по биологии обычно сдают не более 2–3 человек из класса, поэтому только из-за них у учителя просто нет возможности давать на уроках дополнительный материал, а заниматься с репетитором есть возможность далеко не у всех. Помимо прочего в школах, особенно сельских, наблюдается серьезная нехватка педагогов по этому предмету. В ряде учебных заведений эту дисциплину и вовсе ведут учителя по другим предметам. Примерно такая же ситуация наблюдается и с учителями химии — дисциплины, которая сама по себе представляется сложной для большинства учащихся. Репетитор по обществознанию, бывший школьный учитель Антон Сомов, полагает, что большое количество школьников получают «двойки» за ЕГЭ по этому предмету из-за того, что неоправданно считают его легким. В результате многие ребята отправляются на экзамен, толком не подготовившись. А на деле просто «наболтать», отвечая на вопросы ЕГЭ, как на уроке, не получается. Ответы на вопросы должны быть развернутыми и четкими. Чтобы получить высокий балл, выпускник должен не только владеть терминологией, но и уметь логически мыслить.
— Проблема плохой подготовки школьников по обществознанию кроется еще и в недостаточном количестве профессиональных учителей по этому предмету, — объясняет репетитор. — В городских школах этот предмет подчас ведут педагоги по истории, а в сельских учебных заведениях — и вовсе кто угодно. Это очень серьезно сказывается на качестве подготовки школьников. При этом обществознание на самом деле дисциплина достаточно непростая, она представляет собой синтез философии, социологии, основ правоведения и психологии. Помимо легких тем о семье и личности встречаются сложные вопросы из области политики или права, например, те, которые требуют глубокого изучения. При этом при подготовке к ЕГЭ на уроке школьников просто натаскивают на выполнение шаблонных тестов, практически не уделяя внимания теоретической подготовке. Все это приводит к тому, что дети так часто получают низкие баллы по этому предмету.