Закрытие визовых центров в России грозит огромными очередями

Законопроект про аккредитацию ударит сразу по всем «посредникам»

Российский союз туриндустрии пророчит закрытие в России всех визовых центров и возможные «ответные меры» иностранных государств в случае принятия законопроекта об обязательной аккредитации организаций такого рода при МИДе. Законопроект, внесенный в Госдуму сенаторами Константином Косачевым и Олегом Морозовым, парламент рассмотрит осенью.

Законопроект про аккредитацию ударит сразу по всем «посредникам»

Несмотря на подписи двух сенаторов, судя по всему, рождалась эта инициатива где-то в недрах Министерства иностранных дел, и к внедрению ее в жизнь власти готовились долго.

В перечне из пяти подзаконных актов, необходимых для вступления в силу новых правил, говорится, что они должны быть разработаны к четвертому кварталу 2017 года, и проекты этих документов уже готовы. Среди них — проект постановления правительства «Об аккредитации визовых центров» (7 страниц) и проект приказа МИДа (30 страниц). Представители российской туриндустрии занервничали, прочитав именно эти документы.

Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина заявила, что правила аккредитации в предложенном варианте могут привести к закрытию всех визовых центров в стране.

Сейчас, по словам Тюриной, в России на этом рынке работают шесть компаний, они оказывают посреднические услуги в получении виз в семь стран мира: Грецию, Бельгию, Швейцарию, Италию, Испанию, Индию, Великобританию.

Если аккредитация будет введена в том виде, как говорится в приложенных к законопроекту документах, всем визовым сервисным центрам надо будет иметь филиалы не менее чем в 20 субъектах РФ, а максимальная доля иностранного участия в их капитале не должна будет превышать 20%. Кроме того, придется приобрести специальное сертифицированное в РФ оборудование для обработки персональных данных и иметь не менее чем трехлетний опыт работы с визами от имени дипломатических миссий и консульств.

В РСТ считают, что сейчас для всех центров невыполнимо как минимум одно требование — доля иностранного участия в уставном капитале, и посольствам придется или срочно менять сервис-провайдеров, или приостанавливать деятельность своих визовых центров. Но даже если найти нового сервис-провайдера, то откуда у него возьмется трехлетний опыт сотрудничества с иностранными дипмиссиями?

Г-жа Тюрина полагает, что, оказавшись перед выбором «либо проходить аккредитацию по этим требованиям, либо закрывать центры», посольства иностранных государств могут выбрать второй путь как более простой. Следствие — огромные очереди в визовых отделах консульств, часто единственных на всю страну, и возвращение «к практике нулевых».

При этом никакой аккредитации управляющие российскими визовыми центрами за рубежом компании не получают, и в случае принятия законопроекта нельзя исключать «зеркального ответа», то есть введения дополнительных требований по аккредитации и для центров, выдающих визы на въезд в РФ за границей…

Как объясняют авторы законопроекта необходимость его принятия? В пояснительной записке говорится: новые правила нужны, потому что «многократно выросшие культурные, туристические, деловые связи между странами остро поставили проблему… обеспечения безопасности предоставляемых персональных данных».

В России, утверждают сенаторы, есть как визовые центры, авторизованные при посольствах иностранных государств, так и «коммерческие организации», не имеющие такой связи с посольствами, которые помогают в оформлении виз, собирая при этом личные данные россиян.

Между тем сейчас для получения шенгенской визы требуется сдать биометрические данные (отпечатки пальцев), а этот вид персональных данных находится под особой защитой.

Введение аккредитации и обязательная привязка визового центра к посольству иностранного государства, считают г-да Косачев и Морозов, позволит «усилить контроль за посреднической деятельностью» в сфере выдачи виз в целях «пресечения незаконного распространения и использования персональных данных», «ни в какой мере не ограничат права граждан на свободу передвижения, но при этом позволяет обеспечить на более высоком уровне их защиту». Никаких данных о количестве коммерческих, не связанных с консульствами визовых центров авторы законопроекта не приводят — они вообще не приводят никакой статистики.

Зато упоминают про имеющиеся в зарубежной практике «аналоги». При этом «аналог» приведен лишь один: Китай, где визовые центры работают на основании разрешения, выдаваемого сроком на 5 лет министерством общественной безопасности.

Любопытно, что заявление РСТ прозвучало как раз в тот день, когда Госдума приняла в третьем чтении закон о продлении безвизового въезда в РФ по FAN ID до конца года, и депутаты очень много говорили о необходимости развивать международные связи и крепить личные контакты с представителями других стран. Но развивать международные связи с иностранцами наши власти предлагают россиянам только на территории РФ, под бдительным контролем.

Такой вывод можно сделать, сопоставив эти две инициативы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27741 от 27 июля 2018

Заголовок в газете: Китайская туристическая стена в России

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру