«Я заработала на билетах ЧМ полмиллиона за четыре дня»

Сколько стоило посидеть на стадионе рядом с президентом

Наша собеседница за четыре дня заработала 500 000 рублей перепродажей билетов на чемпионат мира по футболу. Сколько стоило посидеть на стадионе рядом с президентом, почему места для инвалидов занимали здоровые люди, на каких матчах можно было заработать бешеные деньги — в эксклюзивном интервью Анны Прибыловой.

Россия еще долго будет отходить от чемпионата мира по футболу. Эйфория сохранится в нашей памяти надолго. Но если для одних мундиаль стал праздником, то для других — тяжелым трудом, который, принес не только деньги, но и драйв. О том, как работал во время чемпионата стихийный билетный рынок, не расскажут официальные лица. Эта информация — для узкого круга людей. Нам удалось связаться с девушкой, которая стала своей среди тех, кто занимался реализацией билетов на матчи.

Сколько стоило посидеть на стадионе рядом с президентом

Анна Прибылова оказалась непосредственным участником билетного рынка одного чемпионата по воле случая. Так легли карты. Каждая сделка приносила Анне не только материальное удовлетворение, но и моральное. «Это была эйфория, драйв, мимо которого я не могла пройти, — вспоминает собеседница. — Ребята из настоящей «билетной мафии», те, кто собирается у Большого театра, туда не успели проникнуть, потому что наша история — спонтанная, в которую вписались болельщики из 32 стран. Все, что происходило с билетами на стадионы, напоминало мировой базар».

- О том, что я занимаюсь перепродажей билетов на чемпионат мира, мои знакомые узнали через соцсети, куда я выкладывала информацию о своей деятельности, — начала Анна. — Некоторые, благо это были единицы, пеняли, мол, как тебе не стыдно, совести нет, такие, как ты, повышали цены на такси во время терактов. Из-за таких, как ты, мы не можем попасть на матч».

И затем: дайте нам билет за 2 рубля. Если честно, я бы и сама взяла билеты за 2 рубля, если бы знала где. Хотя те, кто действительно мечтал попасть на стадион, озаботились покупкой билетов заблаговременно — и у них все получилось. Если бы мы не занимались перепродажей, то многие болельщики не смогли бы попасть на матчи. Среди моих покупателей недовольных не было, все выражали благодарность. Так что сравнения с терактом здесь неуместно.

— С чего началась ваша эпопея?

- Я не готовилась специально торговать билетами. Так как сама долгое время прожила в Нижнем Новгороде, решила во время чемпионата туда прокатиться, заодно и сходить на матч. Дело в том, что я люблю карнавалы, а мундиаль — и был настоящий карнавал, мимо которого я не могла пройти. Сам футбол меня не увлекал.

Где надо покупать билеты, я не сразу поняла. В итоге приобрела на каком-то непонятном сайте, естественно, переплатила, не разбиралась на тот момент, где сайт FIFA, где еще что-то.

— После Нижнего Новгорода пришло понимание, что на этом можно заработать?

- Нет, тогда я еще ни о чем не думала. Цели нажиться точно не было. Хотя, что уж, все мы любим деньги — и ничего постыдного в такой любви нет.

Я съездила в Нижний, вернулась домой, перед сном залезла в соцсети и наткнулась на объявление — парень продавал билеты на матч в Нижний Новгород за 5 тысяч рублей, плюс прилагался еще бесплатный проезд. Поскольку мне билеты обошлись гораздо дороже, я решила, почему бы еще раз не прокатиться. Ночью рванула к продавцу на встречу, сторговалась за 4500. Утром села на поезд и снова отправилась в Нижний.

По возвращении узнала, что есть сайт FIFA, зашла туда, стала выяснять, можно ли там что-то еще приобрести. Меня предупредили, что время от времени какие-то билеты туда еще выбрасывали, нужно караулить их, ловить удачу. И тогда поняла, спрос на билеты огромный. Потом проштудировала соцсети, нашла группы, где люди торговали билетами. Вспомнила, как за два месяца до чемпионата мой друг подкидывал идею: «Давай займемся вместе продажей билетов». Я тогда рассмеялась — где я, а где билеты на футбол, не моя стихия. Но никогда не говори «никогда».

В итоге когда чемпионат был в самом разгаре, я решила заняться реализацией билетов. Нашла человека, который сбывал билет на полуфинал. Он назвал свою цену, я немного накинула сверху и выставила объявление на страничке в соцсети. Стоимость обозначила невысокую — речь шла о билете второй категории. Тут же откликнулся один мужчина. Так я продала свои первые билеты на матч.

— Где вы вывешивали объявления о продаже?

— Объявления размещала всего на двух интернет-платформах. Но этого хватило, чтобы ежедневно утопать в заявках и предложениях. Я жалею, что до начала чемпионата не разобралась во многих тонкостях, поэтому упустила драгоценное время. Мне ведь приходилось узнавать, где находятся точки продажи билетов, как распознать аферистов, где искать варианты подешевле, как вести торги. Это все равно что ты устраиваешься на новую работу и тебе надо вникнуть в нюансы, потратить время.

«За три часа до финала хорваты пытались продать свои билеты»

— Какая схема перепродажи существовала?

- Я находила в Сети группы, куда люди скидывали ненужные билеты. Затем искала, где есть запросы на матчи, какая разница будет с покупки и дальнейшей реализации. Также предлагала нуждающимся билеты через соцсети. Можно сказать, выступала посредником между покупателем и продавцом.

Свои деньги в билеты вложила всего три раза, два из которых оказались неудачными. Выгодные варианты нужно было искать круглосуточно, они на дороге не валялись. За поисками я проводила в Сети дни и ночи. Переговоры с такими же посредниками, как я, вела с 7 утра до 2 ночи.

— И много таких людей было, которые взялись продавать билеты?

- Авантюрных людей оказалась не так много. Чтобы выгодно продать билет, нужно обладать определенным складом характера, не всем дано торговаться, вести переговоры. Нужно было уметь контачить с незнакомцами, быстро ориентироваться, действовать шустро, мгновенно соображать, круглосуточно находиться на связи. Достаточно тяжелый труд.

Помню, после окончания чемпионата я позвонила своему напарнику. Он поднял трубку и на автомате начал бубнить: «Мне билеты предложили, сейчас скажу какие». Я ему: «Ты не в себе? Чемпионат закончился». Он будто не слышал меня: «Подожди минутку. Сейчас все будет».

Позже он признался, что ему билеты снились еще долго и, когда он просыпался, не понимал, во сне торгуется или наяву. У меня самой два дня после чемпионата в голове звенело — первая категория, вторая, третья. Во время мундиаля у меня пальцы немели от количества смс-сообщений, которые я рассылала потенциальным покупателям сутки напролет.

На следующий день после финала я тоже проснулась и на автомате начала лазить по Сети в поисках билетов. Когда начинаешь заниматься реализацией билетов, тебя засасывает, ты с головой погружаешься в тему и потом сложно оттуда психологически выбраться. Ведь сколько всего интересного происходило на Добрынинской, у того же билетного центра, где торговали афроамериканцы, китайцы, французы, хорваты, кого там только не было.

— Вы говорите, что у главного билетного центра расцвела активная спекуляция?

— Движуха там была мощная. Но спекуляцией это назвать нельзя. Люди не из-под полы продавали, а открыто предлагали, как на рынке, где билеты являлись обычным товаром.

— Полиция не гоняла перекупщиков?

— Думаю, полицейские все видели. Но как они могли запретить? Если бы на перекупщиков во время ЧМ начались гонения, то, не исключено, что матчи проходили бы при пустых трибунах. Потому что «лишних билетиков» оказалось очень много.

— Иностранцы тоже приторговывали билетиками?

— Около касс в основном иностранцы и торговали. Как мне показалось, именно они выкупили большую часть дешевых билетов на сайте FIFA. Например перед финальным матчем на Житной у касс собралось много хорватов. Помню, знакомый позвонил мне оттуда, предложил выкупить у хорватов 10 билетов на финал за 250 тысяч рублей. До начала матча оставалось 3 часа. Но я не стала рисковать, испугалась, что не смогу их продать. Да и честно говоря, под конец чемпионата уже сил ни на что не осталось.

— Вы реализовывали билеты какой категории?

- Мне попадались билеты разных категорий. И дешевые, и дорогие, и спонсорские, которые доставались людям бесплатно, и виповские — их раздавали нашим чиновникам, судя по всему, за просто так.

Но заработать на чемпионате, можно было только на финале, полуфинале и на предварительных продажах. Допускаю, что те, кто успел заранее выкупить дешевые билеты, а потом перепродать, мог заработать себе на квартиру. Распространители билетов на финал и полуфинал при хорошем раскладе могли купить себе с выручки лишь машину.

До нас доходили слухи, что основные деньги на билетах делали не мы, а официальные структуры - собственно, те, кто продавал билеты за месяц до начала чемпионата. Лично мне удалось подзаработать только на полуфинальном и финальном матчах. Охватывать регионы не имело смысла, потому что на эти матчи все-таки билеты можно было достать по разумной цене. Пусть не в огромном количестве, но они были, если поискать. Да и цены на них были гораздо ниже. Хотя в том же Нижнем Новгороде я видела, что с рук продавали билеты за 400 долларов.

Спрос на вип-билеты в регионы был низкий. Туда ездили простые болельщики, лично у меня ни одного вип-билета на регионы не выкупили. Лишь раз поступил заказ от клиента, но и он в последний момент отказался. Зато на полуфинал и финал 50 процентов моих покупателей интересовались именно вип-местами.

— В итоге сколько вы заработали?

- За четыре дня я заработала полмиллиона рублей. Но за эти деньги я выложилась по полной программе. Работала по 20 часов в сутки. Поэтому нельзя сказать, что деньги свалились мне с неба.

Возможно, я заработала копейки по сравнению с теми людьми, кто начал «работу» задолго до чемпионата. Я ведь пока врубилась что к чему, убытки успела понести, с аферистами столкнулась.

Помню, на меня вышли англичане, попросили билеты на матч. Мы согласовали цену. Они прилетели в аэропорт и попросили меня туда приехать, встретить их и передать билеты лично в руки. Я за свой счет выкупила билеты у перекупщиков, приехала в аэропорт, потенциальные покупатели сели ко мне в машину и говорят: «Не будем покупать, нам сказали, что можно найти дешевле». Это происходило в день матча.

А ближе к началу матча цены на билеты всегда падали. В тот день мне пришлось быстро искать покупателей, чтобы скинуть билеты хотя бы за ту же стоимость, что я приобрела. В итоге покупателей нашла, но продала билеты в 2 раза дешевле.

— Кто устанавливал порядок цен?

— Цены устанавливал рынок. И они были не стабильны. Скачки происходили, как на бирже. Рынок постоянно менялся, обновлялся. Когда FIFA выбрасывала билеты на своем сайте, то наши цены тут же падали, рынок обрушивался. То есть утром мы могли выставить билет за 100 тысяч рублей, а к вечеру их стоимость могла упасть до 50 тысяч. Но на следующий день цена снова поднималась до 120. Надо было внимательно следить за обновлениями, чтобы не прогадать.

«Ложу рядом с президентом продавали за 15 миллионов рублей»

— Какие матчи считались самыми топовыми?

- Финал и полуфинал. На полуфинал билеты продавались вплоть до свистка матча. После начала игры такие билеты можно было достать совсем дешево для этой категории — за 30 тысяч рублей.

Например на полуфинал я продала последний билет за 25 тысяч рублей буквально за полчаса до матча. Покупателем оказался осторожный молодой парень, он боялся подставы и заставил меня сделать с ним паспорт болельщика, отстоять очередь в центре выдачи FAN ID. Дрожащими руками мне деньги отдавал.

Кстати, многие думали, что как только прозвучит свисток к началу матча, цены на билеты рухнут и их можно будет купить за копейки. Но такого не происходило. Билеты падали в цене, но не сильно. Людям было важно не столько посмотреть футбол на стадионе, сколько оказаться в этой атмосфере.

— 25 тысяч рублей — это вы хорошо продали?

— Нет, продала дешевле, чем купила.

— А с финалом как обстояли дела? Говорят, билетов на закрытие было не достать?

— С финалом произошла странная вещь. Их резко не стало за час до начала матча. Ни одного билета, в один миг. Куча людей ходили по сайтам, бегали около стадиона и ничего не могли найти.

— На матчи с Россией был ажиотаж?

- С билетами на матчи с участием нашей сборной все проходило довольно спокойно. За большие деньги билеты на Россию не покупали, поэтому особо задирать цены не имело смысла.

Болельщики готовы были потратить на Россию до 50 тысяч рублей — это потолок. На большие деньги никто не хотел разоряться. Объяснение тому есть: матч со сборной России — не престижно, эта история не про футбол. А патриотизмом можно было насладиться по телевизору.

Видимо, менталитет у нас такой — мы не Россию хотим смотреть, нам важнее присутствовать на финале и полуфинале, что является показателем престижа.

К тому же многим болельщикам не хотелось ехать в Сочи, чтобы еще дополнительно тратиться на проезд и отель. По моим данным, даже крупные бизнесмены отказались лететь в Сочи. Вообще во время чемпионата большие деньги крутились в Москве только около последних двух матчей. Если бы Россия играла свой последний матч в столице, возможно, и спрос на эти билеты был бы выше.

— Какой ваш билет оказался самым дорогим, а какой самым дешевым?

— Самый дешевый я продала за 25 тысяч рублей, самый дорогой выставляла за 3 миллиона, но покупатели соскочили. Народ у нас, как выяснилось, не бедствует. Люди спокойно отдавали и 100 тысяч, и 300 за билет. Но как мне казалось, сумасшедшие деньги платили те, кто не хотел быть близко к футболу, а хотел быть ближе к випам.

— Покупатели не торговались?

— Богатые люди не торговались, кто победнее, естественно, сбивали цену, просили скидку.

— Среди ваших покупатели попадались простые люди?

- Разные были. Однажды ко мне пришел интеллигентный мужчина, на школьного учителя похожий. Я продала ему билет за 100 тысяч рублей. Для меня это тоже бешеные деньги. А он спокойно сказал: «Меня все считают сумасшедшим, но мне не жалко, такое событие ведь раз в жизни бывает».

Конечно, последние деньги никто не отдавал за матч. Кредитов никто не брал, квартиры и машины не продавали, но если у человека были в наличии эти суммы, он их спокойно тратил.

— Я видела, вы выставляли на своей страничке лот — «царская ложа» за 15 миллионов рублей?

- Это была ложа на финальный матч. В стоимость входила парковка, шикарный фуршет с дорогим шампанским, красной икрой и персональным обслуживанием, подарки премиум-класса, не простые сувениры — майки и кепки, а, например, золотые кубки.

Сами билеты в «царскую ложу» даже по дизайну отличались от обычных — они были расписаны золотыми буквами. У меня были билеты в соседнюю ложу, что рядом с президентом, такие места считались верхом престижа. Вход в эти ложи был отдельным, болельщикам не нужно было толпиться перед стадионом вместе со всеми, их встречали и провожали. Мне присылали фотографии таких лож — очень круто. Считайте, как полет на частном самолете.

— «Царские ложи» рассчитаны на большие компании?

- Ложи были разные. В какой-то сидели 4 человека, некоторые были рассчитаны на 24 персоны. У каждой ложи были свои названия.

Но здесь существовали нюансы. В некоторые ложи нас предупреждали продавать места только россиянам. Иностранцы там не должны были появляться. Дело в том, что такие вип-места распределялись исключительно среди российского истеблишмента. По идее, эти места не должны быть в продаже. Но они были. Но если бы мы посадили туда зарубежных гостей, то вышло бы палево.

Я слышала, что одному чиновнику и его коллегам на финал достались билеты в такую ложу. Но пять человек из этой компании не захотели идти на матч, билеты пропали. У меня сердце кровью обливалось. Ведь мы их влегкую могли продать за 450–500 тысяч рублей.

— Правильно я понимаю, чиновникам доставались такие билеты бесплатно и вы потом их перепродавали?

— Бесплатные билеты раздавали еще и на предприятиях, существовали спонсорские билеты, которые тоже попадали к перекупщикам.

— Ложу за 15 млн удалось продать?

- К сожалению, нет. Насколько мне известно, ни одна крупная сделка за миллионы ни у кого из моих коллег не срослась. Хотя изначально запросов на «царскую ложу» было полно. Один человек даже ко мне машину с водителем отправил, чтобы расплатиться. Но потом передумал.

Сами покупатели дорогих билетов не светились. Например, мне звонили управляющие из крутых отелей, просили их гостям сделать билеты. Но имена болельщиков не называли. Среди богатых болельщиков было много с Кавказа. Вот они отправляли своих водителей, охранников, чтобы расплатиться со мной. Как мне кажется, для них более важно было оказаться в центре топового спортивного мероприятия.

«Болельщики прошли по инвалидным билетам, но весь матч им пришлось стоять»

— По слухам, продавали даже места для инвалидов?

- Конечно. Причем нередко сами инвалиды и продавали свои билеты. Дело в том, что на одного инвалида давали два билета — отдельный билет на самого инвалида плюс сопровождение. Покупали их официально по дешевой цене. При покупке людям необходимо было представить справку об инвалидности.

Один мой знакомый находил в Сети инвалидов, потом ездил с ними как сопровождающий в кассы продажи билетов и выкупал. Инвалидам отстегивал процент с выручки.

Людям с ограниченными возможностями предоставляли довольно неплохие места. Для них оборудовали отдельный балкончик, куда можно было заезжать на колясках. На Житной, около касс, мне удалось выкупить билеты для этой категории людей. Испугалась, когда заметила на билете надпись — места для инвалидов-колясочников. Я не знала, как покупатели будут реагировать на эти пометки, существовал риск не продать билеты. Но как только я дала клич в Сети, выложила билеты, мгновенно нашлись желающие.

— В Сети потом появились фотографии пустых инвалидных колясок на стадионе, а рядом стояли абсолютно здоровые люди.

— Я после матча звонила тем, кому продала билеты на эти места. Интересовалась, как все прошло. Несмотря на то что им весь матч пришлось простоять — обычных сидячих мест в той ложе не предусмотрено: там находилось пространство для колясок, — болельщики меня благодарили, никаких претензий не звучало.

— При входе на стадион людей с такими билетами не тормозили?

— На входе никто не смотрел на билеты. Сверяли лишь фотографии на FAN ID с внешностью болельщика. Там, где делали паспорта болельщиков, тоже не смотрели, чье имя указано на билете. Главное — наличие билета, а кто по нему зарегистрировался, мальчик или девочка, инвалид или здоровый — мало кого интересовало.

— Я еще видела в продаже билеты для полных людей?

— Была такая категория билетов, но мне они не попадались. Для полных были предусмотрены широкие сиденья, при покупке льготных билетов люди должны были представить медсправку о лишнем весе. Мои знакомые продавали и такие места.

— FIFA не ограничивала продажу билетов в одни руки?

— Мне сказали, что в одни руки продавали до 20 билетов. Но опытные люди знали способы, как обходить эти запреты. Не случайно появлялись левые сайты, где распространяли кучу билетов. Вот на этих сайтах народ зарабатывал серьезные деньги. А мы по сравнению с ними так, бегали, сшибали копейки.

— Бесплатные билеты на поезда тоже были в продаже?

— Конечно. Помню, кода я ехала на матч в Нижний Новгород, наш поезд был полупустой. Судя по всему, скупщики взяли бесплатные билеты, но не смогли их реализовать. Проводницы, начальники поездов, волонтеры видели, что поезда отправляются полупустые. Чтобы заполнить вагоны, в поезд сажали болельщиков, у которых не было предварительной брони на поезд, но у кого был на руках билет и паспорт FAN ID. Помню, когда я возвращалась из Самары, проводница заселила меня в СВ, хотя у меня тоже не было брони на проезд.

— Перепродажи билетов не запрещены законом?

- Официально FIFA запрещает перепродажу билетов, но в метро на дверях тоже написано «не прислоняться» — кто соблюдает эти правила? Не перепродавать билеты невозможно.

Судите сами, люди приобретали на сайте FIFA билеты.

Если не могли пойти на матч, вернуть билеты становилось проблемой: надо было в течение 7 дней отправить заявку на официальный сайт, 10–15 процентов денег не возвращали с билета. Болельщикам проще было перепродать билеты с рук, чем потерять деньги.

Если бы такие перепродажи запретили, то мы бы увидели на матче полупустые трибуны, потому что спекулянты заранее выкупили огромное количество мест. На самом деле торговали билетами во время чемпионата все кому не лень. Здесь не нужны были огромные связи, опыт, личная охрана. Нужны были руки, ноги, голова, подвешенный язык и много свободного времени.

— Следующий чемпионат мира состоится в Катаре. Как думаете, станете заниматься продажей билетов на следующий мундиаль?

— Планирую. Тем более сейчас у меня уже есть опыт. Для меня продажа билетов стала авантюрой, большим приключением, которое еще и обернулось прибылью. Главное, чтобы теперь все россияне не побежали после вашего материала заниматься этим делом. Поэтому я не стану раскрываться все тайны, чтобы избежать конкуренции в будущем. Я не знаю, как будет складываться ситуация с Катаром, но мне любопытно снова окунуться в эту атмосферу.

Сюжет:

ЧМ-2018

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27741 от 27 июля 2018

Заголовок в газете: Тайный билет в золотую ложу мундиаля

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру