Никиту Белых этапировали в понедельник рано утром. Причём для него это было явным сюрпризом: сам он не знал о грядущей поездке даже в воскресенье вечером. Членам ОНК, навестившим его тогда, он пожаловался на то, что администрация «Лефортово» не выполнила ни одного обещания - ему так и не выдали ни телевизор, ни ортопедический матрас.
«И я уже три дня сижу в одиночестве», - заметил он.
Отсутствие сокамерника объяснялось просто: три дня назад пришли документы из суда, а значит Никита Юрьевич официально поменял статус с заключённого на осуждённого и не может содержатся с теми, кому ещё не вынесен приговор. Все остальное же (отсутсвие телевизора, матраса) скорее вызвано не объективной реальностью, а нелюбовью сотрудников изолятора к экс-губернатору. Те считали и считают его высокомерным и излишне требовательным.
Никита Юрьевич, вы отпускаете волосы или просто нет возможности их тут постричь? - спросили члены ОНК у Белых, который так зарос, что был похож на Робинзона Крузо.
Нет возможности постричься.
Парикмахера в изоляторе действительно не оказалось. Заключённым сейчас просто выдают по их просьбе машинки для стрижки волос. Обычно сокамерники стригут друг друга (мало кто может сам себя, вот и Белых не смог).
В общем не стриженный, не выспавшийся на хорошем матрасе, не посмотревший ни одного футбольного матча по ТВ Никита Белых отправился в путь-дорогу на рассвете в сопровождении конвоя. Добирался до Рязани экс-губернатор всего (!) несколько часов без пересадок и задержек. Обошлось без медицинского сопровождения (правозащитники переживали, что он не доедет, если с ним не будет медика, готового оказать помощь). Ну а что касается выбора места отбывания наказания, он был вполне ожидаем. Более того Рязань в его случае - идеалньный город. Во-первых, от Москвы недалеко. Во-вторых, Никита Юрьевич ничего против него не имел (а вот ехать в Киров, где прописал, желанием не горел, поскольку от Москвы до него почти 1000 км, и жене было бы сложно к нему приезжать на свидания).
Мы не знаем, в какую именно колонию его отправим из СИЗО, - говорит сотрудник изолятора. - Это будет решать УФСИН по региону. В Рязанской области всего три учреждения строго режима - ИК-2, ИК-3, ИК-5. Но в черте города только одна, думаю, его помесят именно туда.
ИК, о которой идёт речь, образцово-показательная. В ней осуждённые не скучают - есть клуб и собственный вокально инструментальный ансамбль. В годы войны на ее месте был лагерь для военнопленных, который расформировали в 1949, и заполнили бараки советскими арестантами. С тех пор здесь отбывали срок осуждённые со всей страны. Белых будет, пожалуй, самым известным арестантом этой скромной колонии. К слову, ему предложат на выбор несколько производств, включая швейное. Поскольку колония ещё занимается изготовлением сеноуборочной техники, заготовкой сена, он сможет попробовать себя в этом ремесле. А ещё в колонии есть шанс получить очередное высшее образование: обучаться дистанционно в Рязанском филиале Московской академии экономики и права. Колония также очень спортивная, регулярно проходят соревнования по хоккею и футболу. Но поскольку Белых имеет травму ноги и передвигается с тростью, то вряд ли будет осваивать местную спортивную площадку. Две другие колонии строгого режима располагаются не в самой Рязани, но недалёко от неё - одна в городе Скопин, вторая в селе Скопинского района. Они не такие «продвинутые», как ИК-2, к тому же от них до областной больницы довольно прилично. А изначально обсуждалось во ФСИН, что Белых, возможно, придётся не один раз госпитализировать с учётом его недугов.