Приговор Жанне Булах: список имущества жены экс-министра Подмосковья поразил воображение

Одних картин на 10 миллионов долларов

Если 49-летняя Жанна Михайловна Булах вчера просматривала новости в Интернете, она вполне могла одновременно провести инвентаризацию своего имущества. Ведь самым интересным событием в Басманном суде столицы, где выносился приговор беглой мошеннице, был даже не заочный срок заключения, а список несметных богатств аферистки, обращенный в пользу государства российского. Впрочем, супруга экс-министра финансов Московской области может остаться довольна.

Часть сокровищ спрятана так далеко, что у нашего правосудия просто руки не дотянутся. Да и 11 лет, которые получила по приговору беглянка Булах, волнуют ее примерно как прошлогодний снег. Она и без того знала, что в Россию путь заказан.

Одних картин на 10 миллионов долларов
Фото: Следственный комитет России.

Кстати, написать «на родину» здесь было бы ошибкой — ведь Жанна родилась хоть и в СССР, но на территории современной Белоруссии. А уже в 1991 году, оставив в России маленькую дочь, дама переехала США, сменила фамилию с неблагозвучной Булах на голливудскую Буллок. И не удивимся, если Голливуд когда-нибудь займется жизнеописанием фам фаталь — очередной сюжет о реализации американской мечты, правда, с российским привкусом.

«МК» еще в 1996 году писал, что Жанна Михайловна отправилась за океан по срочному вызову... интимного характера. А потом стала карабкаться вверх. Настоящим скачком в ее карьере стала встреча в аэропорту (по поручению босса) высокопоставленного сотрудника «Инкомбанка» Алексея Кузнецова. Дальше — роман, свадьба, назначение Кузнецова министром финансов Подмосковья, тесное сотрудничестве на ниве бизнеса. И — официальный пресс-релиз, не раз публиковавшийся в СМИ: «По версии следствия, в 2005-2008 годах Буллах и ее сообщники (включая самого Кузнецова) успешно проворачивали масштабную мошенническую схему: в частности, они похищали права требования задолженностей у ряда подмосковных предприятий ЖКХ к подмосковным муниципальным образованиям. Также преступники присвоили себе имущество нескольких компаний и корпораций области».

Приговор был вынесен несмотря на то, что мошенница давно живет в Соединенных Штатах, где рука правосудия ее пока достать не может: с учетом этого, срок отбытия наказания Буллах будет исчисляться либо с момента ее экстрадиции на территорию России, либо с момента ее задержания на территории страны.

Кроме того, суд постановил арестовать элитную недвижимость, дорогие автомобили, моторную яхту и другие предметы роскоши, принадлежащие Булах. И вот здесь самое время читателю затаить дыхание, а Жанне Михайловне — проверить: осталось ли что в загашнике? Куда там обокраденному Шпаку с его тремя куртками!

Подлежат аресту отели «Кристалл» и «Пралонг», вилла в Сан-Тропе и квартиры в Швейцарии. Кроме того, преступница лишится своего шикарного автопарка на 10 машин, среди которых — машины марок «Мерседес», «Роллс-Ройс» и «Бентли».

Подверглось аресту и целое собрание предметов искусства светской львицы, которому позавидовал бы любой музей: например, среди 27 картин и 8 скульптур есть произведения Кончаловского, Богданова-Бельского и Грабовского. Арестованное имущество Жанны Михайловны будет обращено в счет погашения гражданских исков, а оставшаяся часть пойдет в доход государства.

Министерству культуры Фемида поручила определить дальнейшую судьбу еще одной коллекции Булах: 1357 раритетных предметов, которые сейчас хранятся в «Государственном музее истории Санкт-Петербурга». Даже по одному перечню антикварных предметов понятно, что придется привлекать к их оценке специалистов разного профиля. В руках экспертов окажутся старинные печатные издания, книги, картины (Буллах — заядлая любительница живописи), иконы, предметы мебели и интерьера, посуда, монеты, доспехи, и даже холодное и огнестрельное оружие.

На оглашении приговора присутствовали два адвоката потерпевшей стороны, а также защитник Булах Шамиль Арифулов. После заседания Арифулов заявил, что с вердиктом Фемиды категорически не согласен, считает его незаконным и будет подавать апелляцию. Так что свериться со списком сокровищ Жанне Михайловне и ее мужу (Кузнецов тихо-мирно и, главное, уже очень долго ожидает экстрадиции в благополучной Франции) придется еще не раз.

Чем владела мошенница

– Жанна Булах сделала хороший выбор, – говорит главред портала ARTinvestment.ru Владимир Богданов. – За редким исключением в списке арестованных произведений – сплошь первые имена. Некоторые из них сильно исковерканы, но понять можно. Например, «В.Руклин» - это скорее всего «русская парижанка» Вера Рохлина. «Шаршум» - это Сергей Шаршун. «А. Ван Явланский» - это очевидно Алексей фон Явленский, очень дорогой русский экспрессионист, уровня Кандинского.

– Просачивавшейся информации достаточно, чтобы дать рыночную оценку вещей?

– Нет, нужно знать год создания (чтобы понять, ценный период или нет), технику, размер произведения, знать сюжет и видеть фото. Например, что означает описание «портрет» для работы Алексея Явленского? Если это большой выразительный экспрессионистский портрет 1910-1912 годов, то он может стоить $ 5 000 000 – 15 000 000. А если так назвали одну из его небольших «абстрактных голов», то она стоит в районе $ 200 000 – 400 000.

– Разлет в цифрах — колоссальный!

– Среди арестованных произведений есть сразу три работы «русского парижанина» Сергея Полякова – Сержа Полякофф. Я вижу три работы. Это уже довольно дорогой и известный в Европе абстракционист. Его покупают и французы, и англичане, и русские, и американцы. Лучшие вещи Полякова сегодня могут стоить $ 500 000 – 1 000 000. Абстракции Андрея Ланского – $ 150 000 – 200 000. Но чтобы сказать точнее нужно больше информации. Или вот есть произведение художника «Лежер» - то есть Фернана Леже. Если речь идет о живописи, то она может стоить и $ 200 000 и $ 5 000 000. И так по каждому пункту.

– Понятно, что в любом случае речь идет о больших деньгах.

– Фамилии в списке можно грубо разделить на четыре сегмента. Первый – это художники русского зарубежья, наши эмигранты, которые уехали до и после революции и реализовались как художники в Европе. В списке Булах это «граф абстракционизма» Андрей Ланской, Сергей Поляков, Алексей Явленский, Вера Рохлина, Сергей Шаршун.

Вторая большая группа – это американские художники, неоэкспрессионисты Дэвид Салле и друг знаменитого Баскии – Джулиан Шнабель. Цены на их работы измеряются сотнями тысяч долларов.

Третья группа – русские художники национального значения, то что мы называем «русской классикой». Это Федот Сычков, Петр Кончаловский, Николай Богданов-Бельский и другие. Они стоят десятки и сотни тысяч долларов.

Четвертую группу условно назовем «Разное и неопознанное».

– Где эти вещи могли быть приобретены?

Скорее всего, на первоклассных зарубежных аукционах, «Сотбис» и «Кристис», в том числе на их «русских торгах». Покупатели зачастую предпочитают не ввозить купленные вещи в Россию. Оставляют там, где купили – в Лондоне, в Нью-Йорке. Чтобы не возиться с процедурой вывоза-ввоза, не рисковать и через какое-то время снова с комфортом выставить на торги и заработать на росте цен. Что касается общей оценки вещей из списка арестованных, то потенциально речь идет о сумме около $ 7 000 000 - 10 000 000. Не десятки миллионов. Хотя нужно понимать, что это сильно «пальцем в небо». Ведь кроме имен мы не знаем всех остальных критичных для определения рыночной стоимости параметров.

Здесь как раз уместно напомнить, что сумма ущерба, причиненного Кузнецовым-Булах, составляет 27 млрд рублей. Или 470 с лишним миллионов долларов.

Как арестовывают зарубежное имущество граждан России

Оксана МИХАЛКИНА, юрист: «Арест налагается на основании судебного решения. Суд выносит постановление на арест имущества в качестве обеспечения гражданского или иного иска. После судебное решение направляется через прокуратуру в соответствующий орган иностранного государства (как правило, аналог нашей прокуратуры). Далее по закону иностранного государства решение поступает на исполнение — тут уже это могут быть и полицейские, и приставы. Соответственно, когда имущество находится под арестом, собственник теряет право им распоряжаться, вплоть до принятия какого-то решения. В случае конфискации, как правило, имущество выставляется на торги, а деньги перечисляются на счета государства, отправившего иск».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27598 от 24 января 2018

Заголовок в газете: Все, что нажито нечестным трудом

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру