"Не для дебилов": родители "обычных" детей выгоняют из школы инвалидов

Новый скандал в московском учебном заведении

Московские родители разместили в интернете петицию под громким названием «Остановим рейдерский захват школы № 518». Кто же захватил школу: налетчики, бандиты или мафия? Выяснилось, что «захват» осуществила новая директор учебного заведения Мария Прочухаева. А суть его — в присоединении школы к колледжу №4. Проблема в том, что ранее к колледжу прикрепили детские садики компенсирующего типа, которые посещают дети с ограниченными возможностями. А это, в глазах авторов петиции, создает определенный «нехороший» имидж для самого колледжа. Родители обычных детей считают, что учить их вместе с инвалидами совершенно не нужно.

Новый скандал в московском учебном заведении

- Из-за сложившейся ситуации больше половины обычных школьников ушло, а на их место взяли детей с ограниченными возможностями здоровья и с низкой успеваемостью, которых больше никуда не берут, - говорит Катерина, ребенок которой учился в 518 школе. - Один из таких мальчиков, например, сменил уже третье учебное заведение и в итоге остался на второй год в нашей школе. Обычные дети ушли, в результате сложилась такая ситуация, что школьников с особенностями развития в классе должно быть не более двух человек, а в 518 школе их стало намного больше.

Еще один из родителей, у которого в школе учится сын, на условиях анонимности рассказал нам о своем видении проблемы:

- В нашей школе есть ученики с ограниченными возможностями, примерно по 3-4 в классе. Но с ними занимаются специальные тьюторы. Некоторые родители обычных детей боятся, что школьники получат аттестат, и станет известно, что они закончили инклюзивную школу, якобы это может сказаться на дальнейшей карьере. Я уверен, что эти страхи совершенно необоснованны.

По словам мужчины, сейчас родители, которые против того, чтобы обычные дети учились с ребятами с ограниченными возможностями, напрямую заявить об этом не решаются. В понедельник они вышли на митинг с плакатами: «Инвалидам - достойную школу», вроде как они радеют за детей с ограниченным возможностями и хотят их определить в специализированное учреждение. Но главная их идея — избавиться от такого «балласта».

Позднее в сети появилась альтернативная петиция в поддержку директора 518 школы Марии Прочухаевой. Они просят помочь отстоять законное право детей с ограниченными возможностями здоровья на образование. Родители обвинили авторов первой петиции в дискриминации особенных детей: «Эти люди настаивают, что в нашей школе вообще не должно быть детей с ментальными нарушениями развития, потому что это старая добрая элитная школа в самом центре Москвы, появление в которой детей с ментальными нарушениями недопустимо, иначе элитарность сломается....»

По мнению директора школы № 518, право на образование есть у всех детей, не исключение и ребята с ограниченными возможностями, а конфликты могут возникать из-за парадоксов и недоразумений.

- В петиции, - говорит Мария Прочухаева, - было написано: «В нашей школе всегда были детки с ОВЗ, но с сохранным интеллектом», и хоть текст в течение двух недель был переписан практически до неузнаваемости, сразу видно, что дети с несохранным интеллектом в нашей школе объявляются лишними. По всей видимости, под рейдерским захватом авторы понимают положение, при котором общеобразовательная школа теперь будет принимать не только нормотипичных, но и любых других детей. Наверное, для кого-то это действительно рейдерство. Но даже закон «Об образовании» исключает разделение детей по нозологическим видам заболеваний и каким-либо ограничениям, вводя понятие «инклюзивное образование». То есть, кого принимать в школу, а кого нет — решает не директор. Жалуясь на слияние с колледжем №4, некоторые родители говорят мне: «Мы не хотим, чтобы в аттестате у нашего ребенка было написано, что он окончил колледж «для дебилов». Однако колледж ведь дело добровольное — не хочешь, не поступай.

Психолог Мария Тарасова считает, что обычные российские школы пока еще не готовы в массовом порядке принимать детей с ограниченными возможностями здоровья. Хотя, возможно, и есть образовательные учреждения, которые составляют исключения.

- В моей практике был случай, когда 12-летний мальчик Илья с отклонениями в здоровье посещал обычную школу, - рассказывает психолог. - Мы подготовили ответы по вопросам к уроку литературы, учитель же начала спрашивать его в другом порядке. В результате ребенок ничего не мог вспомнить, ему едва натянули троечку. Родители обычных детей, конечно, были недовольны, что учитель потратила полчаса на такого ученика. Недовольны и родители Ильи: за выученный материал поставили тройку. Я считаю, что ребенка с особенностями должен учить человек, которой имеет специализированное образование. Таких в России пока, к сожалению, совсем немного.

Между тем психолог Елена Мошкова считает, что инклюзивное образование необходимо, причем не только для интеграции в общество самих детей-инвалидов, но также и для обычных ребят:

- Это воспитывает душу, учит толерантности, дает понимание, что все люди разные, но для всех важны одни и те же вещи: дружба, взаимная поддержка, взаимопонимание. А ведь это очень важно — чтобы ребенок вырос настоящим человеком.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру