- Думать, что если у преступника была «левая» симка и он использовал телефон всего один раз и поэтому останется невидимкой, сегодня уже нельзя, - говорит генерал-майор ФСБ в запасе Александр Михайлов. - В сфере сотовой связи человек оставляет огромное количество следов, и у следствия всегда есть возможность на него выйти. Раз у преступников появляются какие-то ресурсы мультимедийного характера и способность получать информацию через различные средства связи, включая интернет, то, естественно, и у сотрудников правоохранительных органов есть такие же ресурсы.
- И насколько легче от этого работается сегодня силовикам, чем их коллегам раньше?
- Безусловно, сейчас жизнь сотрудников правоохранительных органов или спецслужб, если сравнивать ее с 70-ми, 80-ми и даже 90-ми годами, что называется, «просто в шоколаде». .
Но, когда сегодня мы говорим о вопросах использования в розыске сотовых сетей, возникает вопрос и оперативного мастерства, фантазии и смекалки, ведь полагаться исключительно на технические средства без получения дополнительной информации, наверное, не приходится.
В остальном же работа ведется так же, как и раньше - основную информацию получают от источников, а технические средства используются для ее подтверждения или уточнения. А когда мы говорим о получении информации, то все зависит от того, насколько квалифицированы сотрудники и насколько они знают, как использовать особенности нашего времени.
- Как вы думаете, в случае с питерским терактом были применены уже все возможные средства?
- Я не буду вдаваться в подробности розыска, который сейчас осуществлен, официально о них никто не рассказывает. По большому счету, с момента теракта прошло немного времени, а уже выполнен огромный объем работы и, самое главное, задержано большое количество участников. Вопрос сейчас только в том, чтобы доказать их причастность к преступлению, потому как сам факт контакта с террористом не является элементом обвинения, установленным фактом соучастия. Следствие должно разобраться, какой в каждом случае был характер отношений, ведь мы со многими людьми общаемся и зачастую оказываемся заложниками этого общения...
А вот президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров считает, что и сегодня в работе спецслужб остается достаточное количество брешей, которыми успешно пользуются террористы.
- Я поспорю с тем, что террористам сложно оставаться невидимками. Теракты происходят, и этот факт, к сожалению, говорит о том, что ни одна спецслужба в мире не способна их полностью предотвратить. А значит, есть те ниши, которые мы не можем закрыть и о которых знают террористы и преступники. Они знают, что арсенал средств им противостоит огромный и учитывают это.
Могу привести такой пример. Мы перекрыли техническими возможностями провоз в багаже самолетов взрывчатых веществ, так они стали проносить на борт по две жидкости. Один несет одну жидкость, второй другую, которые секьюрити не отслеживают и впоследствии в самолете эти жидкости соединяют и происходит взрыв.
Или, например, есть такая информация: якобы американцы уже изобрели такое взрывчатое вещество, которое ни один анализатор не обнаруживает. Да что говорить, уже пистолеты делают из пластмассы, которые вообще не возможно «взять» при помощи техсредств. И это огромная проблема, перед которой сейчас оказывается весь мир. Так что я не думаю, что технические возможности наших спецслужб дают стопроцентную гарантию что преступники не придумают что-то новое.
- А как, на ваш взгляд, зарекомендовал себя розыск террористов при помощи повсеместного видеонаблюдения?
- В московском метро установлено 15 тысяч видеокамер, которые наблюдают за происходящим, в лондонском метро их 18 тысяч, и это все, конечно, подспорье, но преступники тоже изобретают все, чтобы обойти наблюдателей. Например, установили в метро видеокамеры, в которые можно закладывать фото или даже фоторобот разыскиваемого человека. Как только преступник проходит мимо камеры, она его опознает и сразу подает сигнал. А что они придумали? Приклеивают усы, бороду и надевают капюшон и на этом преимущество спецслужб заканчивается.
- Тогда, возможно, странного человека, скрывающего лицо капюшоном и с приклеенной растительностью, заметят специально поставленные в метро люди?
- Вот здесь и подключается второй фактор сложности: какой бы продвинутой ни была техническая цепочка, как только в нее попадает человек, на этом все и заканчивается. Все, наверное, замечали: заходишь куда-то, где установлены рамки, проходишь сквозь них, и все звенит. И что делает охранник? Да ничего. То есть, проблема в том, что поставленный на работать на хорошем техническом устройстве человек разгильдяй. Или он просто физически не может справиться со своей задачей, если поставить одного человека на сорок мониторов и требовать от него уследить за всем, что происходит. Да, возможности технические сейчас очень серьезные, но преступники пользуются нашими ошибками.
Читайте материал «Организатор теракта в Питере отсиживался в Одинцово»