— На сей раз участники экспедиции вновь работали на нескольких так называемых внешних островах Финского залива — Гогланде, Большом Тютерсе... — рассказывает Хуторской. — Одной из важнейших целей было разгадать наконец едва ли не самую серьезную загадку Тютерса: найти место гибели советского боевого самолета — судя по имеющимся архивным материалам, единственного за всю войну, который рухнул здесь не в море, а на сушу.
Из найденных в документах упоминаний мы смогли выяснить лишь, что такой случай действительно был. Однако дата гибели крылатой машины, ее тип и модель и, главное, место падения оставались неизвестными. Во время масштабных работ по разминированию Большого Тютерса, которые проводились в 1999–2005 гг., саперы наткнулись на несколько фрагментов самолета, но не обозначили на карте точное место, где это произошло. Благодаря тем находкам можно было лишь сделать предположение, что на острове упал не истребитель, а более крупный самолет — штурмовик или бомбардировщик.
За время предыдущих экспедиций мы успели обследовать уже многие уголки острова, так что после этого зона поиска заметно сократилась. Нам оставалось обследовать самые труднодоступные участки центральной части.
На сей раз удача не замедлила улыбнуться. В первый же день работы ребята обнаружили авиационный двигатель. Шатуны с поршнями торчали изо мха, как вскинутые руки, остальное было скрыто под слоем дерна и в зарослях багульника.
Ценность такого «трофея» очень велика, ведь на внутренней поверхности поршней выбит номер двигателя. О своей находке мы тут же сообщили в Москву, и там специалисты из Поискового движения России по номеру смогли быстро идентифицировать самолет. Оказалось, что это пикирующий бомбардировщик Пе‑2.
Работы на месте падения «пешки» мы вели в течение пяти дней. На этом участке много бурелома, камней, небольших скал. Среди валежника пришлось расчищать тропу длиной около 500 метров.
Скрупулезно обследовав территорию, где произошла трагедия, члены поисковой группы нашли фрагменты конструкций самолета, а также некоторые вещи, принадлежавшие членам экипажа: карманные часы, спиртовку для разогрева пищи, два левых сапога, две монеты, причем одна из них оказалась погнута при ударе о скалы. Удалось найти также два вытяжных кольца от парашюта и один нераскрытый парашют — края укладки обгорели, видимо, в результате возникшего на месте падения бомбардировщика пожара. Эти находки служат доказательством того, что летчики подбитого самолета не смогли покинуть поврежденную боевую машину и погибли вместе с ней.
Подтверждением тому стали найденные немногочисленные останки членов экипажа. Тщательно осматривая каждый клочок земли, просеивая грунт, мы нашли обломки костей, черепа...
Буквально через сутки после обнаружения участниками экспедиции места падения боевого самолета с «большой земли» пришло сообщение, что наши коллеги в Москве смогли установить имена членов экипажа этого бомбардировщика.
Итак, на Большом Тютерсе утром 9 сентября 1943 года погиб Пе‑2 с бортовыми номером 25 из 73‑го бомбардировочного авиаполка ВВС Краснознаменного Балтийского флота. Его командиром был младший лейтенант Михаил Капитонович Казаков, штурманом — младший лейтенант Михаил Егорович Ткаченко, стрелком-радистом — сержант Арсений Федорович Тыщук.
Вскоре после сообщения о сделанной на острове находке нас предупредили, что нужно подготовить площадку для посадки вертолета: президент Русского географического общества Сергей Шойгу, узнав об обнаружении места падения Пе‑2, решил посетить остров, чтобы лично отдать почести погибшим летчикам. Вместе с Сергеем Кужугетовичем на Большой Тютерс прилетел также и нынешний специальный представитель Президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов. Оба высокопоставленных гостя возложили венки на месте военной трагедии почти 75‑летней давности.
Во время своего пребывания на острове Сергей Кужугетович предложил за счет Минобороны пригласить на место гибели летчиков их ныне живущих родственников — если, конечно, таковых удастся отыскать. Здесь нам снова сопутствовала удача. Меньше чем через пару месяцев благодаря архивным документам, обращениям через соцсети удалось найти родных двоих героев, которые погибли вместе со своим самолетом на Большом Тютерсе.
Родственники командира Михаила Казакова и штурмана Михаила Ткаченко побывали на острове и приняли участие в торжественном открытии мемориального знака на месте гибели самолета. (Этот памятник изготовила на свои средства одна из столичных производственных фирм, за что отдельное спасибо ее руководителю Дмитрию Лебедеву.)
Пока непонятной выглядит ситуация с обнаружением третьего члена экипажа — сержанта Арсения Тыщука. Дело в том, что во время раскопок мы не нашли ни одного фрагмента центральной и хвостовой части этого Пе-2. Вероятно, снаряд из немецкой зенитки попал в центр фюзеляжа и после этого подбитая «пешка» стала разваливаться еще в воздухе, потеряв свою заднюю половину. А передняя часть самолета пролетела еще несколько сотен метров, прежде чем рухнуть на землю. Таким образом, останки стрелка-радиста, находившегося именно в центральной части пикирующего бомбардировщика, могли оказаться в отдалении от других погибших его товарищей. Во время экспедиции «Гогланд» сезона‑2017 мы собираемся продолжить поиски. Надеемся, что удастся в конце концов найти родственников этого героя — в его личном деле нет фотографии, указано лишь, что он родился 15 сентября 1920 года в селе Бондурово и был призван в армию Гайворонским райвоенкоматом Одесской области. Возможно, после нынешней публикации в «МК» кто-то из читателей газеты поможет нам разрешить эту загадку, оставшуюся с войны.
Большинство обнаруженных фрагментов «пешки» мы сложили пока рядом с местом, где погиб этот самолет. Однако некоторые детали, а также личные вещи экипажа вывезли с острова и передали для подготовки мемориальной экспозиции. Ее открыли на родине погибшего штурмана — в школьном музее села Шумейка Саратовской области. Сейчас решается вопрос об организации подобной же экспозиции в музее Саратова.
Во время раскопок на месте гибели бомбардировщика стало ясно, что здесь еще задолго до нас побывали охотники за цветным металлом. Увы, на остров в прежние годы время от времени наведывались такие самодеятельные копатели. Но никто из этих «металлистов», безжалостно курочивших остатки упавшего боевого самолета, даже не побеспокоился сообщить в соответствующие службы Минобороны о своей находке, чтобы судьба этого Пе‑2 и его экипажа стала наконец известна, — нелегалы заботились только о собственной выгоде.
В будущем налеты таких варваров на этот и соседние острова будут уже в принципе невозможны: принять меры по установлению охранного статуса всего архипелага пообещал во время своего пребывания на Большом Тютерсе Сергей Иванов. А буквально через пару дней из его аппарата сообщили, что он дал поручение Минприроды подготовить пакет документов для наделения островов статусом ООПТ (особо охраняемой природной территории). Это более надежно защитит их от нежелательных людских визитов.
Кроме поиска летчиков с погибшей «пешки» участники экспедиции не оставили без внимания также и найденные останки немцев. Помимо поисковиков РГО и бойцов 90‑го отдельного поискового батальона Минобороны РФ на Большой Тютерс приехали представители Народного союза Германии по уходу за могилами. Совместными усилиями была проведена эксгумация немецкого захоронения на острове. Мы обнаружили это импровизированное кладбище еще во время экспедиции 2014 года. Теперь останки перевезены с Большого Тютерса для перезахоронения их на немецком воинском кладбище в Ленинградской области. В общей сложности выявлены на островном «погосте» 30 погибших, умерших от ран моряков и солдат неприятельского гарнизона. Нужно отметить, что наши потери в боях за этот остров были во много раз больше. Только из числа десантников, пытавшихся отбить Тютерс у неприятеля в 1942‑м, погибли и пропали без вести более ста человек.
В позапрошлом году с Большого Тютерса было вывезено несколько десятков уникальных образцов немецкой военной техники, сохранившихся здесь со времен Великой Отечественной. (Некоторые из этих раритетов демонстрируются на выставке «Эхо войны», открывшейся в парке «Патриот».) Однако и после такой основательной «зачистки» острова удалось найти там нечто интересное. С помощью петербургских специалистов-геофизиков мы выявили в восточной части Тютерса еще один «клад» со старой военной техникой. Приборы «запеленговали» несколько объектов, расположенных на глубине 4–6 метров. Наши ребята провели пробные раскопки в двух местах и обнаружили немецкий ПУАЗО (прибор управления артиллерийским зенитным огнем) и прожекторную установку. Они находились в капонирах, и гитлеровцы в 1944 году, перед тем как покинуть остров, подорвали эти укрытия и таким образом похоронили под толстым слоем земли и камней свою технику, расположенную здесь.
Впервые за годы работы на островах у экспедиции «Гогланд» была еще и экологическая составляющая. Волонтеры РГО собирали на Большом Тютерсе и Гогланде накопившиеся там почти за три четверти века металлолом, твердые бытовые отходы. На каждом из островов трудились «уборщиками» в две смены по 14 дней группы из 20 человек. Ими собраны огромные кучи металлолома самого разного возраста (в том числе тысячи проржавевших контейнеров-тубусов, в которых хранились немецкие снаряды). Однако вопрос с его вывозом на материк и утилизацией до сих пор не решен властями Ленинградской области.
Работа комплексной экспедиции «Гогланд» продолжится летом 2017 года, выезд на острова запланирован на июнь. Так что наверняка нас ждут впереди новые интересные находки и открытия.