Навальный поймал в сети мальков: почему тысячи детей вышли протестовать

Законно ли вербовать через интернет малолетних

Если говорить о браконьерской рыбной ловле, то сети не ловят мальков. Но человек — не рыба, а в Интернете вообще другие законы, и эти электронные сети ловят именно малолеток. Что и показала воскресная акция протеста, охватившая всю страну. На несанкционированные «прогулки по городам» вышли в большинстве своем старшеклассники и первокурсники. Они не узнавали гуляющих рядом знаменитых политиков (это поколение не читает газет и, как правило, не смотрит телевизор), они даже в большинстве своем не знают, кто такой Навальный. Хотя именно Навальный организовал эту самую массовую за последнее время акцию. Для пришедших на нее мальчишек и девчонок призывом стал не сам пресс-релиз Навального, а его умелые перепосты, комменты и прочая сетевая «движуха». Сеть поймала «мальков» и вытащила их погулять (или попасть в полицию).

Законно ли вербовать через интернет малолетних

Капелька статистики. Навальный занимает всего лишь 50-е место среди россиян, согласно Индексу Вовлеченности ER (Engagement Rate) — показателю популярности блогера. ER рассчитывается как сумма комментариев, лайков и репостов ко всем публикациям на странице автора или группы за месяц. Но и пятидесятого места достаточно для того, чтобы вывести на улицы Москвы десятки тысяч мальчишек и девчонок, а на улицы всей России — почти сотню тысяч.

Если верить ЕR, то аудитория Навального — 212 093 человека. А вот аудитория Ивана Рудского — 2 479 182. И он не первый в рейтинге. Первая — Марьяна Рожкова — у нее одних только лайков 2 531 014 за месяц (а у Навального всего 47 тысяч). И эта сладкая парочка Рудской — Рожкова к тому же до последнего времени жила вместе, а распалась всего несколько месяцев назад, и, возможно, не навсегда. Суммарный аудиторный ресурс Рожковой и Рудского в 20 раз выше, чем у Навального. Вот и представьте себе, что произойдет, если они бросят клич малолеткам выйти на улицы. Выйдут миллионы! И сметут все, если их об этом попросить.

Современные подростки почти не читают книг, совсем не читают газет и не смотрят телевизор. Они живут в мониторе своего компьютера и гаджета. И поэтому Сеть становится не просто все более сильным инструментом манипулирования, но и особо опасной игрушкой. Слава Богу, что ее политическая составляющая сейчас в руках относительно интеллигентного Навального. А если с ней пожелает поиграть кто-то другой, более агрессивный? Сеть уже устроила побоище на Болотной 6 мая 2012 года, Сеть организовала «арабскую весну», Сеть создала киевский Майдан, завершившийся государственным переворотом.

Может быть, государству следует обратить внимание на «сетевую угрозу» и запретить призывы на массовые несанкционированные акции? Но это мое мнение. С позицией правозащитников оно не совпадает, и они тоже по-своему правы. Ведь Сеть — это клапан, через который выходит пар недовольства. Если сей клапан перекрыть, то котел может и взорваться. Привожу фрагмент моего разговора с одним из ведущих правозащитников нашей страны, главой президентского совета по правам человека Михаилом Федотовым.

— Я плохо отношусь к несанкционированным акциям, потому что у них могут быть неприятные последствия для людей. Поэтому я сторонник того, чтобы власти и организаторы акций всегда находили компромиссные решения и маршруты, по которым могут пройти участники мероприятий. Когда акции проходят согласованно, как правило, никаких неприятностей не случается, задержаний тоже, если не считать отдельных провокаций и эксцессов исполнителя. Люди имеют полное право высказывать свое мнение, в том числе в форме митингов, и не нужно этому препятствовать.

— А как быть, если людей через сетевые ресурсы созывают на несанкционированную акцию?

— В этом случае действует закон о блокировке интернет-ресурсов. Мне этот закон не нравится, но это закон, и он должен исполняться. А лично я считаю, что нужно делать очень простую вещь: прислушиваться к тем мнениям, которые звучат, и решать проблемы, которые волнуют людей. И разрешать их акции. Если они озвучиваются в Сети — значит, они не секретные и можно договориться с организаторами. А что можно сделать еще? Отрубить Интернет, отключить Россию от Глобальной сети? Дело же не в средствах мобилизации, а в том, что у людей есть претензии. Нужно просто понять эти претензии.

— Но закон о блокировке не сработал. Впрочем, в воскресенье особого протеста и не было, просто был брошен клич в Сети — пойти и погулять, и молодежь его услышала...

— Если это был не протест, то что — весенняя прогулка? К сожалению, наше законодательство таково, что даже весенние прогулки нужно согласовывать с местными властями. Я считаю, что это неудачный закон, и наш совет неоднократно его критиковал.

— Но есть блогеры, у которых по два миллиона читателей. Они могут устроить такую прогулку, что города забурлят. Как быть с ними?

— Если они призовут к беспорядкам и актам насилия, то они ответят за это по тем статьям, которые уже существуют. А если призовут дарить женщинам цветы, то это можно только приветствовать.

— То есть вы не сторонник того, чтобы более жестко регулировать Сеть в плане призыва к массовым акциям?

— Нет. У нас в законодательстве и так слишком много репрессивных мер против деятельности в Интернете. Чересчур много правил уже установлено, и очень часто наш законодатель действует по принципу «удара по площадям». А я считаю, что хороший закон — это высокоточное оружие. Закон должен попадать в того, кто наносит ущерб обществу, а не во всех, кто попался под руку. У нас, к сожалению, достаточно часто попадает под раздачу кто попало.

Мнение главы СПЧ Федотова на этот счет — это фактически то мнение, которое сформируется и у президента. Путин доверяет своим советникам. Возможно, они и правы, хотя меня терзают смутные сомнения: а имеет ли Навальный право мобилизовывать наших детей на акции, которые закончатся неизвестно чем?

Р.S. Союз журналистов Москвы подготовил письмо в адрес руководителя столичной полиции генерала Баранова. Об этом рассказала первый секретарь союза Людмила Щербина. В письме отмечается, что во время акций 26 марта был задержан ряд журналистов, и напоминается о том, что еще 7 лет назад между столичными правоохранительными органами и Союзом журналистов был подписан меморандум, согласно которому репортеров, у которых есть удостоверение и специальный бейдж, на котором стоят печати СЖ и МВД, арестовывать не должны. В письме предлагается в ближайшее время провести встречу руководителей Союза журналистов Москвы и Главного управления МВД по Москве, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию и вернуться к исполнению договоренностей, заложенных в меморандуме.

Читайте материал "Отец «зажегшего» на митинге пятиклассника из Томска: «Его использовали»"

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27357 от 29 марта 2017

Заголовок в газете: Навальный поймал в сети мальков

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру