В середине февраля учителя географии Георгия Епископосова, работающего заместителем директора по воспитательной работе в красногорской школе № 19, обвинили в растлении учеников. Родители двух девятиклассников написали заявление в милицию, в котором поведали, что педагог заводил их детей к себе в кабинет и показывал ролики порнографического содержания. Несмотря на отсутствие свидетелей и хорошую репутацию Епископосова, его арестовали до 17 марта для выяснения обстоятельств дела и уволили из школы. Тем временем, по мнению большинства учеников и родителей школы, педагога просто оклеветали из мести невзлюбившие его за строгость ученики. Независимо от то того, чем в конце концов кончится эта история, в обществе остро встал вопрос не только о спасении учеников от похотливых учителей, но и о праве на защиту самих педагогов.
Сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий считает, что в нашей стране учитель крайне уязвим, на него изначально навешен ярлык виновности.
-Случаи клеветы на учителей происходят очень часто, это необязательно касается сексуальных домогательств. Обвиняют педагогов в чем угодно, - объясняет Луховицкий. – Например, недавно в Братске учителя истории школьники обвинили в пропаганде коммунизма за то, что на уроке он рассказывал об октябрьской революции. А в Новой Москве на учительницу написали докладную за унижение достоинства ученика. Унижение состояло в том, что, объясняя классу значение слова «челобитная», женщина вызвала одного из учеников и попросила поклониться ей. В нашей стране в данный момент существует презумпция виновности учителя. В чём психологическая причина? Мой коллега недавно сформулировал её очень просто. Мужчина пошёл работать в школу, денег мало, уважения никакого, работа каторжная. Зачем же он идёт в школу? Наверное, чтобы заниматься развратом или издеваться над детьми. Именно эту идею поддерживает общество.
По мнению сопредседателя профсоюза «Учитель», настало такое время, когда школьному педагогу нужно контролировать каждый свой шаг: не оставаться с одним учеником наедине в закрытом кабинете и не гладить по головке даже младшеклассников. Любое невинное действие нашим обществом может быть оценено превратно. При этом Луховицкий считает, что обвинениям в адрес учителей часто способствует администрация их собственной школы.
- В данной ситуации виноваты не дети, - объясняет Луховицкий. – Как правило, у учителей перед обвинением начинается конфликт с директором или завучем. А администрации школы всегда легко найти ребенка, который скажет про педагога то, что от него требуется.
Адвокат Александр Карабанов уверен, что все проблемы с огульными обвинениями учителей легко решаются установкой камер в каждом классе.
-У нас есть как дети, которые злоупотребляют своим возрастом и фактически иногда клевещут, так есть и нерадивые педагоги, которые используют своё положение. Я считаю, что учитель должен быть мудрее и искать индивидуальный подход к каждому ребёнку. Чтобы не создавать таких проблем, можно устанавливать камеры, как это делают во многих европейских школах. Любой родитель может взять телефон и посмотреть, что происходит, - пояснил адвокат.
К тому же, по мнению Карабанова, уголовные дела против учителей только на основе показаний детей не возбуждаются. Если после заявления родителей педагога взяли под стражу, как в Красногорске, значит для этого есть очень серьезные основания.
Читайте материал "Храбрые девочки из 57 школы".