- Эта трагедия не выходит у меня из головы. Я сам много лет проработал диспетчером и мне странно, что могла произойти такая неисправность, - начал Кустов. - Дело в том, что после того, как бортпроводники закрывают дверь в салон, и пилот запрашивает разрешение на запуск двигателей, экипаж приступает к выполнению определенных, обязательных процедур.
- Что за процедуры?
- Это проверка работоспособности всех основных элементов воздушного судна, в то числе и закрылков, предкрылков, элеронов, рулей высоты, силовых установок, тормозов и так далее. Это процедура называется «карта контрольных проверок», проводится перед каждым соответствующим этапом полета - перед запуском, рулением, взлетом, снижением и посадкой. Это обязательная процедура, своего рода молитва.
- Как происходит проверка?
- Проверка проходит не только по индикаторам сигнализации в кабине, но и по физическому воздействию - отклику через органы управления. Тут проверяются индикация на приборах управления, положение в определенном положении тех или иных переключателей и тумблеров, работа штурвала, отклики на воздействие и так далее. То есть докладу «к взлету готов» предшествует карта обязательных действий экипажа, и если возникает хоть одно подозрение на неисправность той или иной системы воздушного судна, экипаж ни при каких условиях не запросит взлет .
- Экипаж мог проигнорировать данную процедуру?
- Экипаж не может игнорировать данные процедуры. Инспекция в любом ведомстве, как в гражданском, так и в военном, жестко следит за соблюдением всех регламентированных процедур. У военных эти процедуры выполняются еще жестче. Если гражданские пилоты еще могут пошутить, например, те или иные обязательные доклады провести в свободной манере, меняя тот же порядок слов, то военные шутить не умеют. Они как правило, очень скрупулезны. Так же при любом малейшем отклонении от установленного регламента, следуют жесткие оргвыводы со всеми вытекающими. Если борт запросил взлет, это говорит о том, что состояние работоспособности органов управления непосредственно перед взлетом не вызывало сомнений у экипажа. А нам сейчас сообщают, что отказ органов управления произошел буквально через минуту после взлета. Это более, чем странно.
- Когда диспетчер должен выходит на связь с экипажем повторно?
- Диспетчеру запрещено вызывать экипаж на связь после того, как тот начал разбег, кроме исключительных случаев, например, видимого огня на самолете или возникновения препятствия на взлетной полосе. А вот после взлета, первым на связь с диспетчером всегда выходит экипаж
- Вы считаете, что экипаж не заподозрил неисправности?
- Об этом косвенно доложил сегодня на пресс конференции начальник службы безопасности полетов. Очевидных отказов техники, согласно предварительным данным, не было. По его словам, все проходило штатно.
- Если все-таки, причина крушения лайнера, были в неисправности самолета, кто будет виноват в трагедии?
- Отвечать будут те, кто дал добро, на выпуск в полет неисправной машины