— Олег Самуилович, в этом году ВШБ как факультету МГУ исполнилось 15 лет. Чего удалось достичь за эти годы?
— Прежде всего нужно сказать о переменах в самом университете. МГУ сохранил фундаментальность своего образования и его высокое качество. Но вдобавок к этому, стал гораздо больше ориентироваться на реальные потребности народного хозяйства.
Жизнь потребовала, чтобы студенты готовились не только к академической, но и к практической деятельности. Одна из ключевых перемен — появление в МГУ школ — факультетов, ориентированных на определенные сферы деятельности, — таких как Высшая школа государственного аудита, Московская школа экономики или Высшая школа государственного администрирования. Конечно, еще многое нужно менять в подходах, но движение вперед уже весьма заметно.
Что же касается Высшей школы бизнеса, то это был первый факультет, созданный в виде школы еще в 2001 году. Сегодня мы являемся лидерами в сфере бизнес-образования и занимаем лидирующие позиции в тех изменениях, которые происходят в МГУ, — новые формы образования, привлечение иностранных преподавателей, международные обмены студентами и т.д.
— Чем наступивший новый учебный год в ВШБ отличается от предыдущих?
— В этом году резко вырос спрос на магистратуру. В приемную комиссию поступило 160 заявлений, приняли 105 из них. Кроме того, впервые в МГУ мы открыли в этом году программу, преподаваемую практически полностью на английском языке. Обучаться по ней будут, в том числе, студенты из Италии, Франции, США, Таиланда, с Мальты. На бакалавриат уже третий год едут студенты из Прибалтики, чего раньше не было. Мы становимся все более привлекательными для студентов со всего мира.
— В Высшей школе бизнеса образование платное. Влияет ли это на его качество? Ведь не секрет, что многие студенты думают — папа с мамой оплатили обучение, диплом в любом случае выдадут…
— То, о чем вы говорите, — не наш случай. До «финиша» у нас добирается не более 70% студентов. Мы всегда говорим абитуриентам — за знания нужно платить. С самого основания Школы это был основной принцип — доказать, что платное образование — это не образование для митрофанушек. То есть, вы платите не за то, чтобы получить диплом, а за право учиться у нас. А диплом надо заработать своим трудом. В ВШБ нет никаких поблажек, зато есть те же требования и стандарты, что и на бюджетных местах университета. Наши выпускники — это самое ценное. Они и есть наш имидж. Но, чтобы было кем гордиться, приходится жестко фильтровать. Мы не можем себе позволить выпускать бездарей.
— В России сегодня открыто немало бизнес-школ. Назовите три причины учиться именно у вас.
— Во-первых, это признание самого вуза — Московского университета.
Во-вторых, ВШБ уже не первый год получает «пять пальм» (высшая оценка) в европейском рейтинге бизнес-школ Eduniversal. Наша программа бакалавриата еще в 2011 году была аккредитована по системе EPAS (European Program Accreditation System). Когда мы обсуждаем партнерские соглашения, иностранные коллеги всегда обращают внимание на места в рейтингах, аккредитацию наших программ и т.п. Сегодня ВШБ входит в «элитный клуб», наш диплом достаточно высоко котируется в мире. Партнерские программы помогают нам интегрироваться в мировое образовательное сообщество, а нашим студентам — проходить стажировку в лучших бизнес-школах.
Еще одна причина — тесная связь с реальным бизнесом. У ВШБ более 100 крупных партнеров. У нас есть, например, курс, которого больше нет ни у кого в стране, — «Практика бизнеса». В рамках него студенты, начиная с первого курса, один день работают в компании. Мы не можем подготовить людей для бизнеса, если они не практикуются в реальных условиях.
Кроме того, мы были одними из первых в МГУ, кто внедрил модульное образование. Это такое концентрированное, рассчитанное на несколько недель, углубленное изучение дисциплины, которое позволяет ВШБ разумно распределять ресурсы, а студентам — получать более качественные знания за единицу времени.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее о связях с бизнесом. Как они влияют на учебный процесс, качество образования?
— У нас есть партнер, с которым установились особые отношения. Это промышленная группа «Базовый Элемент», которую возглавляет Олег Дерипаска. У нас уже много лет есть специализированная программа MBA, которую мы ведем только для этой компании.
Есть много дисциплин, связанных с производством. Третьекурсники ездят на завод «Автодизель» Группы ГАЗ в Ярославле и там неделю проводят в цеху. Они в восторге! Был даже случай, когда студенты вместо стажировки в Америке попросили еще раз отправить их на завод. Когда они напрямую соприкасаются с реальным производством, то начинают понимать, что бизнес — это не «купил-продал», а «создал».
Большое участие в жизни нашей Школы принимает и лично председатель нашего попечительского совета Олег Дерипаска. Он всегда настаивает на том, чтобы студенты изучали бизнес изнутри, бывали на производстве, зовет на свои предприятия.
Помогает приглашать интересных людей — таких, например, как гарвардский профессор Кент Боуэн, — которые дают студентам возможность расширить свой кругозор, получить ценные знания. У нас также преподают топ-менеджеры «Базового Элемента».
Олег Владимирович выступает с лекциями перед студентами, для которых большая честь увидеть живьем «легенду» российского бизнеса, услышать от него какие-то важные вещи о карьере, становлении, управлении бизнесом. Это несравнимо ни с какими теоретическими курсами.
Именно с его подачи была создана программа MBA «Производственные системы», посвященная операционной эффективности. Мы обучаем по ней уже больше 10 лет. На программу уже есть огромный спрос на рынке. Те, кто ее прошел, говорят, что у них поменялись мозги, и они по-другому видят свои задачи.
Самое главное, о чем не устает говорить Олег Дерипаска и в чем мы с ним абсолютно солидарны, — наши выпускники должны четко осознавать: бизнес — это часть общества, он должен жить для общества. И этот подход совпадает с миссией ВШБ, которую мы сформулировали еще в момент ее зарождения: «Способствование построению цивилизованного рынка в стране посредством подготовки высококвалифицированных и высокоэтичных специалистов». То есть, мы стараемся готовить не только высококвалифицированных, но еще и социально ответственных специалистов, людей с высокими морально-этическими качествами. Это очень важно для нас.
Андрей Миронов