«Первый марафон я совершил в 40 лет»
Этот свой самый длинный марафон, или, как его называет сам Петр Семенович, «суперпробег», он намерен посвятить предстоящим Олимпийским и Паралимпийским играм в Рио-де-Жанейро. Расстояние, которое планирует преодолеть якутянин, составляет более пяти тысяч километров. Время в пути — шесть месяцев.
Зачем нужно бежать на другой конец света, Петр Семенович охотно рассказал «МК».
— Впервые я совершил марафон в 40 лет. Тогда я пробежал один из районов Якутии, дистанция составила более двух тысяч километров. В 50 лет получил звание кандидата в мастера спорта. Несмотря на то что я практически ничего не вижу, этот недуг не мешает мне жить. У меня полноценная жизнь, как у любого здорового человека. Я работаю охранником в реабилитационном центре инвалидов. У меня есть семья, дети, внуки. Каждое утро вместе с женой совершаем пробежки, занимаюсь с гантелями. Я не хожу с палочкой для слабовидящих. Спокойно, без посторонней помощи передвигаюсь по городу.
— Петр Семенович, несмотря на то что у вас за плечами уже были длинные марафоны, этот будет самым протяженным. Вы уверены в своем здоровье?
— Уверен полностью! В 2007 году я совершил пробег с озера Байкал до Якутска. Свой пробег посвятил 375-летию вхождения Якутии в состав России, преодолев 3175 километров за 75 дней. Спустя три года, в 2010 году, за 207 дней я пробежал уже 12 090 километров от Калининграда до Владивостока. Этот свой пробег посвятил 65-летию Великой Победы. Я веду здоровый образ жизни, не курю, не пью. С сердцем у меня все в порядке.
— Вот скажите, зачем вам это нужно — бежать на другой конец света? Ради чего? Какая цель?
— Бег — это моя жизнь, это смысл моего существования. На своем примере я хочу показать людям, что нет ничего невозможного. Даже если ты инвалид, все в твоих руках. Только мы сами обогащаем свою жизнь. Казалось бы, ввиду своего недуга я должен проживать жизнь беспомощного инвалида, просящего помощи у государства, но зачем мне такая жизнь?
Жить как «беспомощный инвалид» у Петра были все шансы. Он родился в далеком якутском селе Дирин. В семье кроме него было еще 6 детей (Петр — второй). Как он сам рассказывает, в детстве из-за неправильного лечения глаз стал терять зрение. И страдал из-за этого. «Всегда хотел заниматься спортом. Но врачи категорически запрещали».
После школы поступил в Намский педагогический колледж. В детстве любил рисовать: может, поэтому он выбрал специальность «учитель труда и черчения». Рисование дополнилось резьбой по дереву, а потом — резьбой по льду и скульптурой. Петр лепил фигуры даже из снега (чего-чего, а этого добра в Якутии хватает). Брался за любую работу — подрабатывал даже натурщиком у скульпторов: первая жена Наумова умерла, и он в одиночку воспитывал троих детей.
Из-за трудностей сменил одну работу на другую, где застудил суставы и спину. И тогда, чтобы быстрее выздороветь, начал заниматься спортом. «Начинал с зарядки, потом постепенно освоил легкий бег. И заметил, что регулярные тренировки положительно влияют на здоровье». И понял, что тело может выдержать больше и уже по силам более серьезная нагрузка. После долгих тренировок начал принимать участие в спортивных мероприятиях. В 2003 году даже поехал на соревнования в Москву: пробежал 24-часовой марафон и занял 5-е место. В том же марафоне в 2004 году занял уже 3-е место. «Я считаю, это отличный результат для моего возраста».
После таких побед Петр решил, что пора взяться за более длинные дистанции. Сам он называет свой бег экстремальным.
«Я смастерил тележку, куда укладывал все самое необходимое для дальнего забега». Вот так, с тележкой за спиной, пристегнутой перекинутым через грудь ремнем, он и бежит.
В этом увлечении — беге — Петра поддерживает (в буквальном смысле) жена: каждое утро вместе совершают пробежки. Нина Прокопьевна работает учителем рисования в школе. Были знакомы давно, но связали свои жизни в середине 2000-х годах на почве увлечения спортом.
«Гордости якутского народа» выделили участок возле кладбища
Вот только на покорение новой вершины Петру Наумову нужны деньги. Большая часть из них уйдет на оформление многочисленных виз и перелеты через моря-океаны. Ведь почти весь путь Наумова будет лежать через Европу. А прибавьте к этому еще хотя бы плохонький спутниковый телефон (в ряде мест земного шара сотовой связи не существует), какую-никакую экипировку, и все станет ясно. Со своими письмами-просьбами «гордость якутского народа» (именно так Петра именовали в его последнем путешествии) обошел многие предприятия, стучался ко многим чиновникам, но от него все отмахиваются. Мол, не до тебя сейчас, на дворе финансовый кризис. Самостоятельно потянуть такие расходы Петр, инвалид по зрению, работающий простым охранником, не может. Даже продавать ему нечего.
Наумовы ютятся в однушке в ветхом деревянном доме на ул. Маяковского в Якутске, которую снимают за десять тысяч рублей. Нет у них новой мебели и современной техники. Все скромно и очень просто. Единственное украшение — кубки, медали и грамоты спортсмена. В 2014 году им выделили сертификат на земельный участок, а после выяснилось, что подаренный участок каждую весну затапливает и соседствует он совсем рядом с кладбищем.
— Да и зачем нам участок, если у меня нет ни физической, ни материальной возможности заниматься строительством? В 2011 году я был на приеме у главы Якутии Егора Борисова. Тот обещал помочь с жильем, но обещания так и остались всего лишь словами.
У спортсмена уже появилась мощная группа поддержки, которая помогает ему найти средства для марафона. Редакция одной из местных газет написала письмо актеру, сыгравшему марафонца Форреста Гампа, Тому Хэнксу, и тот якобы уже откликнулся на просьбу помочь Наумову.
— Своим делом — бегом — я пропагандирую здоровый образ жизни, — объясняет бегун. — Неважно, что ты инвалид, неважно, как на тебя смотрят другие. Все в этой жизни рождаются с какой-то целью и миссией. Важно найти свое занятие, которое раскроет тебя. И если окружающие будут видеть твои успехи, то ты расцветешь, и все у тебя будет получаться.
Екатерина ЧЕМЕЗОВА, Якутск.