Фотография, которая вызвала всеобщее негодование, появилась в фоторепортаже, посвященном юбилею гендиректора предприятия «Софрино» Евгения Пархаева. На снимке Пархаев в костюме с парадной лентой стоит возле роскошного стола с вензелем «К», за которым сидит патриарх. На стене портрет самого патриарха Кирилла в золотой раме. Кстати, ироничных и злобных высказываний по поводу того, что Кирилл повесил в своем кабинете собственный портрет рядом с ликом Христа гораздо больше, чем упреков в излишне роскошном убранстве помещения.
Но вернемся к тому, чей же это кабинет.
- На фотографии — имитация рабочего кабинета патриарха, - объясняет Андрей Кураев. - Это такой подарок Кириллу от руководство «Софрино». Кабинет находится на территории завода. Это помещение формально выделено и обустроено для патриарха, на входной двери даже табличка висит, что это кабинет Его Святейшества. А реально если Кирилл там иногда и бывает, то не более, чем полчаса в году. Патриарху, конечно, все это реально не нужно. И тем не менее немалые деньги в роскошное убранство вгроханы, а у патриарха на этот счет, судя по всему, не было возражений. Если он там фотографируется — то даже напротив.
- Не является ли кощунством оборудование патриаршего кабинета на коммерческом предприятии?
- В крупных монастырях есть, обычно, патриаршие покои. Это может быть целый корпус, как в Троице-Сергиевой Лавре, этаж или комната. Чтобы Святейший, приехав, мог там разместиться. Это роскошно убранные помещения, которые всегда находятся в порядке в расчете на то, что однажды патриарх их посетит. Иногда туда заселяют особо почетных гостей, но чаще всего считается, что там бывает только Святейший.
Делать патриаршие покои в православной традиции, конечно, на комбинате не решились. Но ему подарили кабинет, символизирующий, что именно патриарх является настоящим главой крупнейшего предприятия, которое выпускает церковную утварь.
- Если святотатства в этом нет, что что плохого в роскоши кабинета и какую тень она может бросить на Кирилла: это же не личная собственность патриарха...
- В кабинете вензели патриарха Кирилла. А это значит, что следующий патриарх не будет пользоваться ни одной бумажкой, ручкой или столом в этом кабинете. Точно так же, как Кирилл не пользуется ничем, где были вензеля патриарха Алексия, а Алексий не пользовался ничем, где были вензеля Пимена... То есть эта роскошь — выброшенные деньги.
- А зачем жалеть эти выброшенные деньги, ведь это — деньги комбината, а не РПЦ?
- «Софрино» - полностью церковная фирма, предприятие Патриархии. То есть потраченные впустую деньги — это деньги Патриархии. Во всех прошлых докладах патриарх говорил, что у нас по-сути только два источника доходов: «Софрино» и гостиница. Они дают 90% бюджета. А пожертвования — копейки по сравнению с этим. То есть потрачены церковные деньги. И эта ненужная, показная, беззастенчивая роскошь создается в условиях ухудшающейся ситуации в стране, в то время, когда сам Кирилл призывает жить аскетично.
- Чего вы хотели добиться, обратив внимание общественности на это фото в своем блоге?
- Наверное, я похож на мальчика, который суетится вокруг царской процессии и временами подставляет зеркальце: «Ну вы хоть чуть-чуть на себя со стороны посмотрите»...
Только не хотят они смотреть, не хотят...