В рамках исследования Высшей школы экономики был проведен опрос трех тысяч школьников в трех регионах России. Для объективности были выбраны разные регионы — Ярославская область, как фактический сателлит Москвы, Псковская — как область с низким уровнем жизни, и Краснодарский край, как крупный и успешный регион, удаленный от столицы.
Ученикам выпускных классов задавались вопросы об образовании родителей, о «культурном капитале семьи», выраженном в количестве книг в домашней библиотеке (к слову, у большинства это количество оказалось среднестатистическим — от 50 до 100 штук, тогда как солидная домашняя библиотека начинается примерно с 200 томов).
Главные же вопросы были посвящены особенностям последнего года учебы в школе — о том, какие задания дают учителя, как готовят к ЕГЭ, как сами дети готовятся к госэкзаменам в семье и вне ее, и т.п. Потом эти данные сравнили с полученными на ЕГЭ баллами — учитывались два основных и обязательных экзамена: русский язык и математика.
— Исследование включало в себя множество моментов узконаучного свойства и сложные алгоритмы, поэтому нет нужды приводить все данные — расскажу о наиболее понятных и интересных, — говорит Андрей Захаров, заместитель заведующего Международной лабораторией анализа образовательной политики НИУ ВШЭ. — На итоговый результат ЕГЭ влияет большое количество самых разных факторов. Однако то, что происходит в последние несколько месяцев перед экзаменом (подготовка в школе, репетиторы, курсы), не всегда имеет решающее значение.
Самое любопытное, что обнаружилось, — это невысокое влияние на баллы занятий с репетиторами и на курсах. А ведь многие родители считают дополнительные занятия непременно обязательными и тратят на них массу средств…
На деле же, как выяснилось, репетиторы и курсы добавляют школьнику от силы 1–3 балла на ЕГЭ, при том, что репетиторы менее эффективны, нежели курсы. Курсы при институте, как правило, ведут вузовские преподаватели, и их качество более-менее понятно и стабильно. А в сфере репетиторства трудится масса самой разной публики.
Что еще более интересно, прибавку в баллах от репетиторов и курсов, пусть и небольшую, получают в основном отличники — те, кто и так учился до конца школы на «пятерки». Для них несколько лишних баллов могут оказать решающее действие и помочь попасть в лучший флагманский вуз вместо просто отличного института. А хорошистам, и тем более троечникам, дополнительные занятия приносят минимальный результат. Получается лишь урон семейному бюджету да лишний стресс ребенку!
Но вот перевод в профильный класс в старшей школе дает куда более весомую прибавку — 3–4 балла.
Исследование показало, что в обычном российском классе в последний год обучения на подготовку к ЕГЭ по русскому тратится от 1 до 2 часов в неделю, а в профильном — от 3 до 4,5 часа. На подготовку к математике обычные школьники тратят 4–5 часов в неделю, а «профильники» — 6–8 часов. Плюс в профильных классах учителя вдумчиво разбирают с детьми задания прошлых сезонов экзамена, а в обычных педагоги часто злоупотребляют заданиями в формате ЕГЭ на скорость, что вообще не дает никакого результата.