Министр финансов не любит фото на пандусах

В Германии обнародована рекордная цифра — 1,2 миллиона работающих инвалидов

Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле передвигается в инвалидной коляске. В 1990-м в него стреляли, политик выжил, но остался парализован. В интервью о своей новой жизни он сказал, что не любит две вещи: ходить на фуршеты и фотографироваться на пандусах в бундестаге. В первом случае жутко неудобно пробираться к столу, а стоящие вокруг еще и по неосторожности крошки на тебя роняют. Во втором случае из-за физических усилий лицо непременно выходит искаженным, а потом люди видят снимок и охают: мол, как же ему, бедняге, тяжело.

В Германии обнародована рекордная цифра — 1,2 миллиона работающих инвалидов

По данным федерального ведомства статистики, в 2013 году в Германии проживало 10,2 миллиона человек с официально признанной инвалидностью. Это значит, что у каждого восьмого жителя страны ограничены физические возможности или есть психические отклонения.

Понятие «инвалидность» зафиксировано в Социальном кодексе Германия. Если физические возможности, умственные способности или психическое состояние человека на протяжении минимум шести месяцев отличаются от тех, что являются нормой для его возраста, и снижают уровень его участия в жизни общества, то такой человек признается инвалидом. На основании медицинских заключений ему присваивается степень инвалидности, которая измеряется в условных пунктах: от 20 до 100 с десятичным шагом. Если это больше 50 пунктов, то речь идет о тяжелой степени.

Тяжелая степень дает человеку ряд послаблений: например, право пользоваться специальными парковочными местами, бесплатный проезд в общественном транспорте (если нужно, с сопровождением), некоторые налоговые льготы. Эти послабления определяются специальными пометами в удостоверении тяжелой степени инвалидности. Например, незрячий человек освобождается — что логично — от обязательной для всех пошлины на телевидение (17,50 евро в месяц) или налога на собаку.

Накануне Международного дня инвалидов, который отмечается 3 декабря, обнародована рекордная цифра. На данный момент в Германии работает так много людей с ограниченными возможностями, как никогда раньше, — 1,2 миллиона. Эксперты радуются этой позитивной динамике, которая является результатом взятого на «инклюзивное общество» курса. По закону предприятия обязаны предоставлять рабочие места людям с тяжелой степенью инвалидности, а если эти вакансии остаются свободными — платить штраф.

Если человек может и хочет работать, любой работодатель его буквально оторвет с руками. Дело в том, что за счет поддержки государства само предприятие на такого работника фактически не тратится. Правда, при этом инвалида практически невозможно уволить, он имеет право выйти на пенсию на два года раньше положенного срока и взять десять дополнительных дней отпуска.

Но непосредственно на уровень благосостояния наличие инвалидности в Германии никак не влияет. Неработающие люди с ограниченными возможностями живут достаточно скромно, зато спокойно и уверены в завтрашнем дне.

При этом в Германии нет привычного для Восточной Европы понятия «пенсия по инвалидности». Если из-за болезни человек становится нетрудоспособным (для примера: это может быть комбинация порока сердца и ВИЧ), то ему гарантирован «социал» — базовое материальное пособие, которое в народе называют Hartz IV. Оно одинаковое для всех: и для безработных граждан, и для беженцев, и для инвалидов. Разница лишь в том, что если медицинская комиссия признала человека нетрудоспособным, то его — в отличие от других «социальщиков» — в службе занятости не отправят, например, подметать листья или раздавать рекламу.

Само пособие невеликое, но, как сказано в законе, «достаточное для того, чтобы вести достойную человека жизнь». Hartz IV включает в себя социальное жилье, бесплатную медицинскую страховку в государственной кассе и ежемесячные деньги на «карманные расходы». Если получатель Hartz IV живет один, то с Нового года ему положено 399 евро (на 8 евро больше, чем в 2015 году). Это де-юре. Де-факто инвалидность дает некие неписаные преимущества перед другими «социальщиками»: можно рассчитывать, например, на квартиру побольше или на более высокие разовые бонусы — скажем, деньги на покупку зимней одежды.

Что непривычно в Германии для русского глаза, так это устроенный транспорт. В автобусе всегда есть откидывающийся пандус: по нему легко въехать на коляске и сразу пристегнуться к специальному поручню. Если на остановке ждет пассажир, которому потребуется пандус, водитель выйдет, поможет въехать и сразу спросит, когда колясочнику нужно выходить. Такие же инструкции и у машинистов метро. Правда, в подземке есть неудобство: некоторые станции не оборудованы лифтами, поэтому доступны не всем.

Ксения МАКСИМОВА, «МК-Германия».

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру