Оказалось, в полной мере требования к маркировке расфасованных продуктов не соблюдают ни в одной из десяти проверенных сетей. Самые серьезные нарушения, как правило, в рыбном отделе. Так, как правило, покупателей информируют лишь о виде рыбы и цене на нее. При этом сведения о том, была ли эта рыбка выловлена в море или выращена в искусственных условиях, была ли она заморожена два года назад или это свежий продукт, сколько времени она уже лежит на прилавке и когда закончится ее срок годности, от покупателей утаивают.
Тем временем, отмечают эксперты, по техническому регламенту «Пищевая продукция в части ее маркировки» магазин обязан указывать на этикетке расфасованного продукта наименование, дату изготовления, срок годности и условия хранения. Остальные данные (состав, калорийность, информация об изготовителе и т.д.) должны доводиться до потребителя любым иным способом — на ценнике, на информационной табличке, на листке-вкладыше.
Еще одно популярное нарушение: на этикетках, которые наклеивают на упаковки сыра и колбасы, очень часто нет необходимой информации о продукции. Во многих случаях не указываются условия хранения, отсутствуют данные о составе, нет информации об изготовителе. Чтобы узнать, из чего сделан продукт, нужно найти на прилавке товар с маркировкой изготовителя — например, круг сыра или батон колбасы, что далеко не всегда возможно.
«Среди продукции, которая фасуется в магазинах, проще всего спрятать фальсификат или продукты с истекшим сроком годности. Стоят они, как правило, дешевле, чем аналогичные товары в заводских упаковках», - говорит сопредседатель Союза потребителей «Росконтроль» Александр Борисов.
Так, в одной из торговых точек в сырном отделе «ревизоры» обнаружили продукт, вообще не содержащий молочного жира, — это была некая имитация сыра из пальмового масла. Но на магазинной этикетке было написано «Сырный продукт» – то есть, то, что содержит минимум (!) 50% молочного жира.
Ранее эксперты проводили лабораторную экспертизу сыров 20 торговых марок, из них 15 оказались фальсификатом из растительных жиров, причем большинство из них как раз были расфасованы в торговых сетях.
Отдельная история — с этикетками овощей и фруктов. В лучшем случае, на них указано только наименование продукта, например, яблоки или картофель. Нет данных ни о стране происхождения, ни об изготовителе, ни о сорте. Иногда эта информация указывается на ценниках или на коробках, но не всегда ее можно быстро найти.
Так что покупателям советуют быть внимательнее. И не стесняться требовать у продавцов предоставления полной информации о том, что те пытаются нам продать.