Привет из 90-х
Это самое странное наше расследование из всех, потому что верить в нашей истории нельзя никому — ни одной из силовых служб. Почему — поймете, когда узнаете все до конца. А пока мой собеседник — представитель элиты криминального мира, близкий друг Япончика (Вячеслав Иваньков ценил его за особый аналитический талант). Договор такой: я излагаю факты, которые удалось выяснить, а мой собеседник их комментирует.
Но для начала немного о Минееве. Человек-эпоха. Минеев первым в России начал массовую торговлю ксероксами. Основанная им фирма «Партия» по продаже электроники была единственной в начале 90-х. Помните, наверное, рекламный слоган — «вне политики, вне конкуренции»? Потом олигарх открыл сеть магазинов по продаже элитной мебели, одежды, а параллельно скупал много недвижимости. Часть объектов, принадлежавших Минееву, находилась вдоль особо охраняемых правительственных трасс. А он сам не стеснялся давать своим фирмам говорящие названия: к примеру «Лубянка». На момент убийства имущество Минеева оценивалось в 1 млрд долларов.
— Он был непотопляем, потому что «крыши» у него были на всех уровнях, — рассказывает один из его близких друзей, Павел. — Он сам жил «по понятиям», которые принял еще тогда, в 90-х. В начале нашего знакомства я попал к нему на дачу на вечеринку. За одним столом сидели бандиты, чекисты, полицейские генералы... И оказывалось, что этот ему — одноклассник, этот — друг детства, этот — зять-сват и т.д. Со всеми родственные и дружеские отношения. А те его ценили за легкость, с которой он общался и вообще смотрел на мир. Приходил к нему, скажем, бизнесмен с большой проблемой, а Минеев все шуточками-прибауточками, наливал ему бокал чего покрепче. «Пей, счастливчик!» — смехом говорит. Брал телефон, набирал номер и все решал! Таким образом он возвращал погоны, закрывал уголовные дела, останавливал войны между целыми службами.
Впрочем, он был явно не всесилен и с начала 2000-х начал всерьез опасаться за свою жизнь (связано это, судя по всему, было с войной силовиков, «крышевавших» контрабанду мебели). Даже купил себе бронированный «Мерседес». А потом и вовсе улетел от греха подальше в Лондон. Та недвижимость, которую он скупил в Россия, приносила ему сотни миллионов в месяц (Минеев сдавал в аренду принадлежащие ему крупные торговые центры). Все как часы работало без него. Чего еще желать?
Но Минееву, обожавшему «движуху» (он так выражался), стало тошно и скучно в спокойной Англии. И он запил. Говорят, это ему принадлежит авторство известной шутки про то, что бросать пить в тяжелое для страны время глупо и подло. Но это скорее легенда, а вот то, что он пить начинал обычно с самого утра, — факт.
В поисках драйва он вернулся на родину. И по злой иронии судьбы вышло, что в 2014-м Минеев был убит по всем законам жанра именно тех лихих 90-х, в которые выжил...
В деле об убийстве Минеева есть несколько интересных деталей: ни одна из выпущенных из «калашникова» пуль не попала в водителя. Сам миллиардер скончался сразу, без мучений. И все случилось после того, как активы Минеева и его недвижимость странным образом перешли в руки других людей. Высший пилотаж, разве нет?
— А я бы сказал, что это либо талантливая «многоходовка», либо грубый промах в работе, — неожиданно выдает наш аналитик. — Что вижу в этой ситуации я. Профессионализм стрельбы — да, профессиональную работу юристов, поменявших собственников активов Минеева, — да. Но профессионально совершенное убийство — это то, которое не раскрыто. Вспомните, как убили Шабтая Калмановича (известного продюсера, владельца нескольких рынков. — Прим. автора). Его машина тоже притормозила на светофоре, и тоже из соседнего авто выглянул ствол автомата, куча пуль попала в цель. Водитель тоже остался жив. Но это дело «висит» до сих пор. А про «заказчика» Минеева почему-то почти сразу же стало известно. И вообще убивать человека, который уже вовсю кричит про то, что у него бизнес отняли, это как раз непрофессионализм. Понятно же, что все причастные и подозреваемые скоро «приземлятся» в СИЗО или будут заочно арестованы. Что мы и видим в конкретном случае. Это уже не убийство бывшего владельца, а какое-то коллективное самоубийство рейдеров. И получается, вся работа насмарку. И сроки впереди огромные. Вы верите в такую глупость?
Заговор «генерала ГРУ»
В «Бутырке» вот уже год сидит один из подозреваемых в преступлении, гендиректор управляющей компании Минеева (она сдавала в аренду все его объекты недвижимости) Борис Караматов. Арестовали его по обвинению в убийстве (ст. 105 УК РФ), но сейчас дело переквалифицируют в мошенничество (ст. 159).
— Борис пошел на соглашение со следствием, — рассказывает его защитник Алексей Капичников. — Он с самого начала готов был частично признать за собой вину в мошенничестве, так как передал генералу ГРУ (кстати, подтвердить, что он действительно имеет это звание, никто так и не смог. — Прим. автора) Дмитрию Куриленко список с адресами всех объектов недвижимости. Но он и не подозревал, чем это все может закончиться. С самого начала Куриленко планировал открыть ресторан и искал помещение под этот бизнес. А в должностные обязанности Бориса входило общение с потенциальными арендаторами. Так они и познакомились. Куриленко ему заявил, что ресторан должен быть грандиозным — в 3 тыс. кв. метров. И под него подобрали помещение в торговом центре Минеева, расположенном на съезде с Кутузовского проспекта на Рублевку. Позже, познакомившись лично с Минеевым, генерал Куриленко вроде как и предложил Борису участие в захвате имущества. Роль Караматова сводилась к подбросу компромата на Минеева в его дом и офис, после чего Минеева должны были арестовать по ложному обвинению в финансировании терроризма и этапировать в республику Дагестан, где ему, скорее всего, было бы уготовано «самоубийство».
Борис Караматов утверждает, что не только отказался от затеи (узнав о том, что дело пахнет «мокрухой»), но и честно предупредил обо всем шефа. После этого он якобы даже скрывался от разъяренного Куриленко на съемной квартире.
Экстремистской литературы при обыске у Минеева сотрудники дагестанской полиции действительно не нашли. Уехали ни с чем. Впрочем, очень даже «ни с чем» — изъяли все учредительные документы компаний господина Минеева. И недвижимость все равно была переоформлена на подставных лиц, а деньги выведены в неподконтрольные олигарху офшоры. Произошло это в том числе, по версии следствия, благодаря юристу компании Юлии Егоровой.
Итак, получается: генерал Куриленко решил обобрать миллиардера и прибегнул к помощи сотрудников оного, а также дагестанской полиции. Что здесь не так?
— Вас не смущает, что дагестанские полицейские не нашли у Минеева сумки с ваххабитской литературой и квитанции с переводами на счета террористов? — комментирует наш криминальный «аналитик». — Силовики в таких случаях выдвигаются только по команде: мол, все уже лежит на своих местах, можно принимать. В таких делах сюрпризов не бывает. А произошло, на мой взгляд, вот что (как и с делом Бориса Немцова): организаторы и исполнители решили поменяться ролями. Недооценивая кавказцев, сплошь и рядом их пытаются привлечь только как грубую силу; но они подтягивают своих людей и из простых киллеров стремятся превратиться во «владельцев», так сказать, стать первой скрипкой в этом оркестре. Это грабли, на которые наступили многие. В этом случае, раз никакой террористической литературы не нашли, значит: организаторы побоялись, что южане утянут все рейдерское «одеяло» на себя, и не захотели, чтобы миллиардер безвозвратно сгинул. В общем, с дагестанскими силовиками совместным рейдерством заниматься себе дороже. Никаким «заказчикам» ничего потом не достанется. Видно, они спохватились. И потому раздумали «показывать» сумку с запрещенными книжками.
Прослушка зятя Березовского
То, что генерал ГРУ Куриленко — не истинный заказчик, считают многие. Более того, сам СК упоминает о совсем других вероятных авторах преступления — Шуппе и Некриче.
По версии следствия, дело, возможно, было так: Куриленко понял, что не сможет сам организовать рейдерский захват имущества, и обратился к своему приятелю — бизнесмену с сомнительным темным прошлым Михаилу Некричу. А тот решил подключить своего друга Георгия Шуппе, супруга дочери Бориса Березовского Екатерины. Шуппе и Некрич в надежде на большой куш выделили на проведение операции по оприходованию имущества Минеева аж 6 миллионов долларов. Деньги пошли в основном на юристов, налоговиков и на оплату труда адвокатов. Сейчас Шуппе и Некрич в розыске, заочно арестованы. И снова вопрос: что здесь не так?
— Вопрос: зачем этим людям был нужен труп миллиардера уже после того, как он заявил в полицию об отъеме имущества? — комментирует наш «аналитик». — Ведь очевидно, что в этом случае все отобранное арестуют, и они не смогут этим добром воспользоваться. Когда они разрабатывали план, то надеялись на то, что Минеев нескоро спохватится — сильно пьющий и серьезно больной диабетом, с гангреной (по моим данным, он вообще был не жилец). Думаю, он сам бы и не спохватился. Кто-то помог ему все выяснить вовремя, кто-то надоумил срочно обратиться в органы и добиться ареста украденной недвижимости. Этот кто-то напрямую с Минеевым проблему мог и не обсуждать. Достаточно было связаться с тем же топ-менеджером Борисом, припугнуть его каким-нибудь уголовным делом и предложить «все исправить» — срочно доложить шефу о ситуации. Кто этот кто-то? Подумайте. Очевидно, что он был в курсе всей ситуации. Очевидно, что он не хотел потерять минеево состояние, на которое, возможно, имел собственные виды.
Начинаю рассуждать. Если подумать на Бориса Караматова, то припугнуть его мог только человек из силовых структур. А «вывести» на него, сам того не желая, мог зять Березовского. Ведь Шуппе и прочее бывшее близкое окружение БАБа находятся под самым жестким контролем «федералов». А теперь представьте: например, из прослушки неких телефонных переговоров некие высокопоставленные силовики узнают о планах рейдерского отъема имущества Минеева. Но решают не вмешиваться. Пока. Они позволяют этому случиться. Они же не позволяют увезти Минеева в Дагестан, они же информируют его о том, что он ограблен (чтобы он смог обратиться в органы и украденное не смогло бесследно раствориться). Но что дальше? Очевидно же, что Минеев даже в знак благодарности не отдаст все свое имущество благодетелям. И вот тут, по логике вещей, его действительно имеет смысл красиво убрать.
— Вы рассуждаете правильно, — говорит мне аналитик. — Но чьими руками убивают? Я думаю, могло быть вот так. Кавказцам от Минеева ничего не обломилось. Они поняли, что их «прокатили». И тогда было решено его показательно грохнуть. «Не доставайся ж ты никому». Чтобы впредь такого не было, когда их привлекают к операции, а потом что-то переигрывают.
Вся эта комбинация (получили информацию о готовящемся преступлении, наблюдали, а в момент кульминации сняли сливки) — старый и надежный стиль силовиков. Можете выяснить, кто с момента убийства ушел из службы и пропал из поля зрения. Хотя это вряд ли у вас получится. Значит, фамилия так и останется неназванной. Возможно, этот человек на тот момент уже собирался увольняться из органов. Пока служил, вроде ни к чему ему было влезать в такие дела. Но раз скоро уходить и такой шикарной оперативной информации уже не будет, то можно и выгодное дельце провернуть, так сказать, последнее, самое главное, дело всей жизни.
Источник в спецслужбах не отрицал, что в деле Минеева вроде как «засветился» их человек. Руководство якобы об этом узнало, и человек был уволен без лишнего шума. Но как было на самом деле?
Где деньги, Зин?
Когда нотариус Алексей Соловьев, ведущий наследственное дело Минеева, объявил его наследникам, что НИЧЕГО нет, те были в шоке. Соловьев не обнаружил никакого имущества, которое бы было записано на миллиардера, кроме трех подержанных машин. А так — ни торговых центров, ни счетов в банках, ни квартир, ни домов. Близкие олигарха резонно задали вопросы: где деньги?! Правоохранительные органы аккуратно ответили: дескать, хитрый Минеев все спрятал в офшорах. А как же арестованная недвижимость, переведенная на подставных людей? Что с ней? Нет ответа.
И вот что говорил нам (и обращался с таким письмом в ) защитник топ-менеджера Бориса Караматова:
— Следствие продолжает держать моего подзащитного под арестом, так как только Караматов владеет полной информацией об офшорных счетах Минеева и запутанной структуре его холдинга. Заинтересованные лица назначают близкую себе управляющую компанию и продолжают собирать арендные платежи в размере 3 миллионов долларов США в месяц. Прослеживается явная заинтересованность в том, чтобы как можно дольше держать все имущество под арестом, а человека, который владеет информацией и мог бы помочь наследникам вступить в их законные права, — в СИЗО.
Мне, кстати, давно казалось подозрительным: зачем Караматова так долго «прячут» в изоляторе? Ведь признали, что он не заказчик и не организатор. Но теперь все сходится...
У Минеева трое детей. Старший сын Всеволод вроде как хотел побороться за наследство, но потом передумал. Пыталась с ним связаться, но друзья передали, что он опасается за свою жизнь. Он только раз прилетал в Россию из Великобритании, но даже не покинул здания аэропорта (прямо там был опрошен следователями СКР по Московской области). Думаю, ничего ему в реальности не угрожает, но кому-то надо, чтобы он был уверен в обратном. В общем, в дележе наследства Минеева он, похоже, принимать участия не будет.
Недавно откуда ни возьмись появилась некая девушка Валерия, заявив, что Минеев — отец ее малолетнего ребенка. Она подала нотариусу заявление о признании ребенка наследником. То ли по наивности она это сделала, то ли по чьему-то злому наущению — неизвестно. Но думаю, ничего ей не достанется (кроме разве что тех трех подержанных машин).
Реальные инициаторы всей этой гангстерской истории, конечно же, останутся в тени. Посадят одних исполнителей, и на этом вся история скоро забудется. Думаете, государство или наследники получат хоть мизерную долю от миллиарда долларов? Вот последний «слив» в СМИ от правоохранителей: у Минеева якобы не было активов даже за рубежом. Шах и мат. Гроссмейстеры, безусловно, сыграли одну из лучших партий (уж простите за каламбур) последнего времени.