Письмо в епархию получила газета Metro по электронной почте от анонимного источника. Автор послания, представившийся "промышленным альпинистом Андреем", пишет, что регулярно занимается реставрацией и очисткой фасадов Исаакиевского собора, храма Спаса на Крови и Смольного собора.
По его словам, директор собора Николай Буров потребовал от "бригады Андрея" снять барельеф с Мефистофелем, если они хотят получить следующий контракт от музея-памятника. Буров, утверждается, заверил рабочих в легальности его "заказа": из якобы показанных им документов от КУГИ следует, что памятник отправляется к нему на реставрацию. "Промышленный альпинист" утверждает, что, когда "СМИ закричали" об инциденте, Буров якобы пообещал всё уладить. "Тем не менее, несмотря на обещания, нашего бригадира всё равно вызвали в Полиция. Помогите нам, пожалуйста. Мы просто делали свою работу", — пишет в завершении автор таинственного письма.
Представитель Санкт-Петербургской епархии Александр Пелин в комментарии газете назвал письмо частью "истерии против православия". Пелин высказал сомнение в том, что Буров заказал снятие барельефа. По его мнению, "просто кому-то очень выгодно стравить музейное сообщество с Церковью". Другое его предположение в том, что весь инцидент — это пиар самого доходного дома Лишневского, о котором "никто особо раньше не говорил". Наконец, он связывает вброс с ведущимися давно разговором о передаче храмов, находящихся под управлением государства как музеи, Русской православной церкви.
Директор музея-памятника "Исаакиевский собор" Николай Буров отметил в разговоре с изданием несколько фактических неточностей в письме. В частности, то, что такого вида работ, как очистка фасадов, нет в принципе. По его мнению, прокуратура должна разобраться, есть ли связь между письмом и протоиереем Александром Пелиным, с которым у директора музея как-будто есть давние разногласия. Буров считает, что таким образом кто-то пытается дискредитировать его деятельность на посту директора собора и отвлечь общество от поиска реального виновника. Он, как и Пелин, связывает вброс с разговором о передаче соборов-музеев РПЦ. Намерение обратиться в прокуратуру Буров подтвердил газете "Известия".
Саму информацию в письме он отказался опровергать телеканалу "Дождь", поскольку просто отрицает своё к ней отношение. Она рождена "в горячечном мозгу какого-то придурка", сказал директор музея, назвав обвинения "бредом сумасшедшего".
Днём 26 августа неизвестные рабочие сняли с фасада доходного дома архитектора Лишневского в Санкт-Петербург барельеф с изображением демона Мефистофеля. Городской комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры признал оригинал барельефа утраченным.
Пользователи соцсетей связали инцидент с недавним нападением "православных активистов" во главе Дмитрия Цорионова ("Энтео") на выставку советского искусства на Манеже. По их подозрению, акт вандализма мог быть связан с близящейся к завершению стройкой храма святой Ксении Петербургской через дорогу. В приходе храма и Санкт-Петербургской епархии отрицают причастность к происшествию.
Позднее ответственность на инцидент взяла на себя некая организация "Казаки Петербурга". Признание они разослали в редакции нескольких местных СМИ. Как они пишут в письме, они были недовольны тем, что "дьявол стал достопримечательностью города" — гордость за барельеф они считают "открытым поклонением сатане". Атаман казачьего городского общества "Ирбис" в свою очередь заявил, что "Казаков Петербурга" не существует — это провокаторы, которых надо наказать за то, что они "портят культурное наследие города".
Полиция Санкт-Петербурга возбудила уголовное дело по статье "Уничтожение объектов культурного наследия". В органах говорят, что уже вышли на след вандалов.
Сенатор от Петербурга Вадим Тюльпанов попросил главу города Георгия Полтавченко реставрировать повреждённый фасад здания за счёт бюджета северной столицы.
В воскресенье около дома Лишневского прошёл "импровизированный митинг" в защиту барельефа. Всё прошло спокойно, "спикеры выступали, стоя на кухонной табуретке, а участники стояли вдоль дороги, возле строящейся церкви", сказал журналистам депутат Петербургского Заксобрания Борис Вишнеский.