-У меня за спиной 45 поднятых объектов, в том числе и танк, и подводная лодка.
Чтобы понять, возможно ли поднять подлодку «Сом», во-первых, нужно посмотреть, что это за район плавания. Если это шведские территориальные воды, придется решить политический вопрос. Это территориальные воды иного государства, и не каждая страна позволит поднимать у себя подобный объект. Например, Финляндия до сих пор не дает нам разрешение на подъем затонувшего корабля «Фрау Мария», который вез из Голландии груз произведений искусства, приобретенных Екатериной II для Эрмитажа и Царского Села, и потерпел крушение в 1771 году недалеко от Аландских островов в Балтийском море. Корабль был обнаружен финским ныряльщиком в 1999 году, но до сих пор не поднят. Финны объявили этот район экологическим заповедником, все перемещения на территории которого требуют дополнительных согласований. Эстонские водолазы вместе с финскими работают на месте затопления, а нам не дают.
Второй момент - это глубины. Балтийское море, по сравнению с океаном, мелкое. «Фрау Мария», например, лежит на глубине 40 метров. Подводная лодка времен Второй мировой войны, которую мы нашли два года назад и которую в этом году пойдем обследовать, лежит на глубине 35 метров.
Третий момент - это состояние подводной лодки. Она небольшая, и мы могли бы ее поднять с помощью понтонов и кранов. Но сначала ее необходимо обследовать. Балтийские воды не очень соленые, потому что Финский залив — пресный, как и Нарвский. Понятно, что это не Атлантический океан, не Мертвое море, но соленость присутствует, железо разлагается. Надо спустить к подлодке телеуправляемые аппараты, посмотреть. У любой подводной лодки — два корпуса: внутренний — тяжелый и прочный, и внешний — легкий. От внешней оболочки я думаю, там уже ничего не осталось.
Нужно также учитывать, насколько место, где лежит на дне подводная лодка, удалено от берега. Если это небольшое расстояние и есть возможность уйти куда — то в шхеры, в порт, в гавань, это одно. И совсем другое, если это место находится в открытом море, когда разыгрываются шторма, какие краны и понтоны там поставишь? Все это разметает штормом, мы потом это все не соберем.
Было бы, конечно, здорово, если бы было принято решение поднять эту подлодку, потому что в свое время очень большое количество деталей изготавливались из латуни. Это важно для истории, для военно — морского музея. Это могло бы стать очень знаменательным событием.
- Любая судоподъемная операция очень дорогостоящая.
- К сожалению, у нас на сегодняшний день много судоподъемных мощностей, таких как понтоны и специальные суда, порезаны на металлолом, проданы, утоплены. Можно решить вопрос по-другому. Есть очень серьезные плавучие краны грузоподъемностью 1000 тонн, в Норвегии есть кран грузоподъемностью 1200 тонн. Можно сначала под корпус лодки завести троса и поднять субмарину на палубу. Потом отгрузить на сухогруз, пригнать в Россия, выгрузить двумя кранами «Богатырь» по 300 тонн грузоподъемностью. Поставить лодку на берег, сделать над ней шатер, и в первую же неделю приступить к консервации, чтобы она не начала гнить.
- Какие силы можно привлечь?
- Если бы шведское правительство дало нам добро, поверьте, откликнулись бы многие. Я и сам служил в базе атомных подводных лодок, и достаточно много бывших руководителей, командиров подводных лодок, штурманов, которые сейчас возглавляют различные фирмы. Можно было бы бросить клич и собрать необходимые деньги. К тому же у крупных, серьезных компаний есть определенные финансы на подобные проекты.
Справка «МК»: Подводная лодка «Сом» затонула в Балтийском море 10 мая 1916 года при столкновении со шведским пароходом «Ингерманланд». Она патрулировала акваторию в районе Оландсгафа. На борту находился экипаж из двух офицеров и 16 матросов, никто из них не выжил.
В июле 1915 года «Сом» была переведена из Черноморского флота на Балтийский. Она была построена в 1901 году в США по проекту Джона Филиппа Голланда. Длина корпуса подлодки составляла 19,3 метра, ширина — 3,5 метра.
Читайте материал: Идеальное состояние русской подлодки, найденной шведами, насторожило экспертов