— Обычный человек, не погруженный глубоко в еврейскую религиозную жизнь, может задаться вопросом — сколь важно было добиться того, чтобы 9 мая вписали в свод еврейских религиозных праздников? — Спросили мы у г-на Захарьяева. — Что это, грубо говоря, дает? Это имеет ментальный смысл, или за этим могут последовать какие-либо практические действия, например, некие культурные акции?
— Инициатива внести День Победы в еврейский календарь, в первую очередь, важна для восстановления исторической справедливости. Ведь если бы Красная армия и ее союзники не одержали победу над нацистской Германией, то, возможно, еврейский народ перестал бы существовать и был бы целиком уничтожен в гетто и лагерях смерти. Напомню, именно такую цель ставили перед собой нацистские вожди. И им удалось многое – уничтожить практически половину нашего народа. Поэтому я считаю, что каждый живущий сегодня еврей должен помнить и чтить подвиг советских солдат, спасших еврейский народ от рук фашистских палачей.
Кроме того, внесение 9 Мая в еврейский календарь, образно говоря, сохраняет День Победы в веках для наших потомков. Еврейский календарь насчитывает около четырех тысяч лет, и все праздники и памятные даты, отраженные в нем, скрупулезно отмечаются на протяжении всего этого времени. Ну и последнее: я уверен, что с помощью этой инициативы мы боремся с попытками реабилитации и героизации нацизма и его пособников, которые мы можем наблюдать в некоторых европейских странах. Появление Дня Победы в еврейском религиозном календаре должно напомнить миру, каким страшным злом был фашизм и кто освободил мир от этого зла.
Исходя из этого, я уверен, что наша инициатива очень важна для всего еврейского народа — как для живущего в Израиле, так и для представителей диаспоры.
— Кстати, отмечается ли вообще широко 9 мая в Израиле?
— К сожалению, в силу разных причин, в Израиле День Победы не отмечается как государственный праздник, но, тем не менее, власти создают все условия для того, чтобы те, кто отмечает этот день, могли достойно отметить 9 Мая. Так, в День Победы по всему Израилю проходят марши и встречи ветеранов.
— Сколь сложна была процедура оформления 9 мая в качестве религиозного праздника? Требуется согласие конкретных лиц? А также важна формулировка — акцент на Победу, или акцент на Холокост?
— Начну с конца вопроса. Я думаю, что никому в голову не придет разделять Холокост и Победу. Для любого еврея, да и не только еврея, для любого здравомыслящего человека, два этих события неразрывно связанны между собой. Но когда мы говорим о 26 Ияра, (9 Мая по еврейскому календарю), мы говорим о Великой Победе, о спасении и освобождении нашего народа, именно поэтому мы и назвали эту дату Днем Спасения и Освобождения.
Процедура внесения новой даты в еврейский религиозный календарь очень сложна и трудоемка: в иудаизме довольно много разных течений и так называемых «дворов» – хасиды, хабад, литваки, караимы, ультраортодоксы и т.д., и в каждом «дворе» есть свои раввины, свои цадики (мудрецы) и свое видение каждого вопроса.
Мы получили одобрение и благословение нашей инициативы от высших духовных авторитетов Израиля – Главного ашкеназского раввина Давида Лау, Главного сефардского раввина Ицхака Йосефа и Главного раввина Тель-Авива-Яффо Исраэля Меира Лау, бывшего Главного раввина Израиля. Кроме того, инициативу по внесению новой даты в еврейский календарь поддержали многие известные раввины Израиля и Европы, а также уважаемые мудрецы Торы. Это было зафиксировано получением благословляющих писем, подписанных перечисленными мной уважаемыми раввинами.
— Как полагаете, почему до вас эта идея никому не приходила в голову?
— Мир постоянно меняется и бросает нам новые вызовы. Ситуация требует от нас ответных действий. Я думаю, что эта идея не приходила никому в голову, потому что еще недавно никому и в голову не приходило замахиваться на святое – на Победу. Кто мог предположить, скажем, 30 лет назад, что по некоторым европейским улицам ежегодно будут проходить так называемые марши легионеров, а по сути – нацистских пособников? Кому в голову могло придти, что наступит время, когда героизм и Победа советских солдат будут ставиться под сомнение, а их самих будут пытаться приравнять к солдатам Вермахта? Кто мог представить снос памятников советским воинам-освободителям? Я считаю все эти события вызовом — и как еврей, и как внук солдата, дошедшего до Берлина, и как человек, родившийся в Советском Союзе. А на вызовы нужно отвечать.