Наши далекие предки, христиане, отмечали праздник в первое воскресение через неделю после Пасхи иудейской. А ветхозаветные иудеи, получив прямое указание «свыше», праздновали ее на 14-й день первого месяца года — по времени созревания хлебных колосков.
В 4-м веке на Никейском Соборе была предложена формула христианской Пасхи. Если на словах, то ее необходимо отмечать в первое воскресение после первого весеннего полнолуния, произошедшего после весеннего равноденствия. Как видим, даже в таком определении не все просто. А уж что касается отдельных деталей, методики расчета... Необходимо было учитывать движение Земли вокруг Солнца, вращение Луны вокруг Земли, а также фазы Луны в определенные периоды времени. Не каждому звездочету были даны столь глубокие познания.
Кроме того, в православии дата Пасхи определяется еще и в строгом соответствии сразу с несколькими церковными канонами. Если в общем и целом, то она должна быть не ранее иудейской и не одновременно с ней.
Сегодня священнослужители по специальным церковным таблицам (пасхалиям) на много лет вперед знают, когда отмечать Пасху. Не исключено, что пользуются они алгоритмом великого немецкого математика Гаусса, прославившегося трудами по теории чисел, теории биквадратичных вычетов и в прочих теориях..
Карл Фридрих Гаусс предложил свой метод в 1800г. специально для вычисления даты Пасхи. Все гениальное просто: арифметические действия - деление и сложение, никакой небесной механики. Пользуясь его формулой, можно определить дату в любом веке с учетом поправок, которые предусмотрел «король чисел»: Гаусс часто повторял, что математика — царица наук, а теория чисел — царица математики. Так, в 20-м и 21-м веках католическая пасха обязательно «выпадает» в период между 22 марта и 25 апреля, а православная — с 4 апреля по 8 мая. Что примечательно, формулу Гаусс предложил без доказательства, как само собой разумеющееся и понятное. Спустя годы уже другие математики явили миру ее строгое обоснование.
Многие из нас задаются вопросом: что было с Благодатным огнем, когда он еще не вспыхивал под прицелом кинокамер в Храме Воскресения Христова в Иерусалиме и не доставлялся во все концы света на самолетах?
Действительно, первые письменные свидетельства о появлении Святого Света, то есть Истинного, появились в летописях лишь в 9-м веке. А до этого времени пасхальные бдения начинались с обряда возжжения света в лампадах, стоящих на Гробе и висящих над ним.
За многие века отмечания в России, день Воскресения Христова оброс традициями и приметами. В частности, в жилище в Пасху зажигали абсолютно все светильники, а если хозяева отправлялись в гости, то непременно с расписанными яйцами и куличами. Этими религиозными символами обменивались с соседями. Такая традиция существует только у славянских народов.
Особой популярностью у наших дедов и прадедов пользовались забавы. Били писанки (раскрашенные яйца) носиком. Чья писанка уцелела, тот и победил. Девицы играли «в кучки» - это так же связано с яйцами.
Существует много примет, которые, впрочем, отвергаются Церковью, но им верили (а, может, продолжают верить и сейчас) в деревнях. Так, девушки на Пасху не брали соль руками, чтобы ладони не потели. Умывались они водой «с красного яйца», чтобы быть красивыми. Колодезная вода, набранная в пасхальную ночь, считалась магической. А если в первые сутки Воскресения Христова покатать по двору первое снесенное в этот день курицей яйцо, то со двора уйдет всякая нечисть.
Так считали наши деды и прадеды, с нетерпением ждавшие Светлый праздник Воскрешения Христова.
Кстати, Пасху в 2016г. православный мир будет отмечать 1 мая.