– Безусловно, такая опасность есть. Уверен, родные и близкие Андреа Любица уже чувствуют вариации этого народного гнева. Конечно, никто не будет угрожать им открыто: мол, вот мы сейчас придем и вас убьем, но недовольство окружающих, косые взгляды на улицах, в магазине, работе – да мало ли что еще – наверняка, они уже почувствовали.
– И все-таки речь идет не о простом недовольстве людей, есть ли реальная угроза жизни родным второго пилота разбившегося авиалайнера, тем более в толерантной Европе?
– Что такое самосуд? Это ведь не спланированное действие. В момент аффекта у человека не выдерживают нервы, он не владеет собой, и такое может произойти даже с самым терпимым человеком. Когда горе находится в острой фазе, люди плохо соображают, они руководствуются не разумом, а чувствами. Все, что диктует нам хорошее воспитание, отходит на задний план. Потом за такой поступок, может, и стыдно будет, ведь все понимают, что родные Любица ни в чем не виноваты, а дело уже сделано... Конечно, европейцы в этом плане более цивилизованы, недаром самое большое число самосудов происходит в странах третьего мира, где уровень культуры ниже и законы морали сильно отличаются от европейских. Например, во многих странах Азии, арабского мира «кровная месть» – это дело чести. Но все может быть даже в самом цивилизованном обществе. Недаром же родителей Андреаса, которые приехали на место происшествия в числе прочих родственников, власти сразу стали держать отдельно. Почему? Думаю, что тоже побоялись самосуда.
– Сколько может длиться опасность для близких второго пилота?
– Аффект – это краткосрочное состояние. Но прогнозировать, когда оно возникнет, не возьмется ни один психолог. Например, сейчас горе родственников погибших в этой авиакатастрофе огромно, но пока они не видят никого из родных и близких Андреаса, они, скорее всего, о них даже не думают. Но вдруг кто-то окажется поблизости? Тут может произойти все что угодно – это как вспышка!
– Может ли опасность такой вспышки гнева сохраняться через год и больше?
– Не думаю, если через год кто-то будет испытывать приступы неконтролируемого бешенства при виде родителей предполагаемого виновника крушения самолета, значит, у этого человека - серьезные проблемы с психикой.
– Наверно, такое возможно если человек «застрял» на трагической смерти своих близких?
– Многие, наверно, помнят случай с немецким авиадиспетчером, по вине которого разбился самолет с российскими школьниками над Боденским озером в 2002 году. Спустя два года после трагедии, один из родственников пострадавших Виталий Калоев, потерявший тогда жену и двоих детей, выследил авиадиспетчера и напал на него на пороге дома. Суд признал его виновным и осудил.
– А то, что семья Андреа Любица жила в маленьком городке в немецкой провинции – это для них благо или напротив проблема? Тот, кто их уже давно знает, изменят теперь к ним свое отношение?
– Соседи и друзья, конечно, нет. Напротив, они могут оказать поддержку в такой ситуации. Но в маленьком городке, где все друг друга знают, легче найти человека. Поэтому, если кто-то задумает против них зло, расправу, то обнаружить их будет нетрудно. И тут надо признать, что подруга Андреа поступила мудро, покинув родной город. Если бы виновник авиакатастрофы остался жив, то весь гнев родственников погибших в ней обратился на него. Был бы суд, он бы понес заслуженное наказание, это хоть как-то облегчило горе людям, потерявшим родных и близких. А поскольку он ушел от их гнева в вечность, то кто-то может перенести свою жажду мщения на родных пилота, так что я согласен с девушкой, бежавшей от «ненависти мира». В данной ситуации лучше перестраховаться. Полагаю, так считают и власти Германии, уверен, что у них на такой случай предусмотрены различные программы, защищающие потенциальных жертв самосуда.
Вместе с тем, сегодня же стало известно, в социальных сетях началась компания против газеты Bild, которая первой «назначила» Андреаса Любица виновником крушения Airbus A320 на юго-востоке Франции. Сначала против таблоида выступили некоторые распространители, они отказались продавать газету на заправках, в магазинах, затем акцию подхватили различные общественные группы в Facebook. По данным организаторов бойкота газете, их акция получила уже сотни тысяч «лайков» в социальных сетях.
Читайте материал: Пилот Лубиц разбил A320 под действием психотропных таблеток