В «Иоланте», поставленной польским режиссером Мариушем Трелинским, заглавную роль пела Анна Нетребко. По мнению главного музыкального критика «Нью-Йорк таймс» Энтони Томмазини, премьера была выдающаяся, особенно Нетребко. Публика была в восторге. Кто не помнит: Иоланта может излечиться от своего недуга — слепоты только в том случае, если ее кто-нибудь по-настоящему сильно полюбит. Анну Нетребко по-настоящему любят оперные театралы Нью-Йорка. И ее Иоланта действительно была безукоризненной. Когда она поет о том, что глаза даны ей лишь для того, чтобы плакать, почти половина МЕТ и впрямь всплакнула.
Но, к сожалению, я пишу не рецензию.
Уже в момент прибытия счастливых обладателей билетов «на Нетребко», их встречали демонстранты, поносившие Гергиева и Нетребко за то, что они полностью поддерживают антигейское законодательство Госдумы и украинскую политику российского президента. В конце «Иоланты», когда зал МЕТ приветствовал овациями певицу, перед ней возникла некая личность и развернула плакат явно антирусского содержания.
«Некоей личностью» оказался 38-летний Роман Торговицкий, житель Бостона. Его убрали за кулисы, а затем передали в руки полиции. В телефонном интервью из полицейского участка Торговицкий сообщил, что это не первый случай в его «театральной карьере». Прошлой весной он также отличился на сцене театра «Сэндерс» в Гарварде во время выступления российского скрипача Владимира Спивакова. Торговицкий заявил, что российские деятели культуры поддерживают своего президента «не только пассивно, но и весьма активно». Он сказал также, что создал группу «Раненый воин Украины»…
Торговицкий воспользовался тем, что выступ вдоль левой оркестровой ямы в МЕТ узок. Выскочив на сцену, как я уже написал выше, он развернул перед Гергиевым и Нетребко антирусский плакат и сине-желтый флаг Украины.
Этот хулиганский инцидент, заявил генеральный менеджер Метрополитен-опера, приведет к тому, что МЕТ сделает свою безопасность более вязкой на всех представлениях, которые будет давать опера. «У нас будет больше персонала безопасности внутри», — сказал Гелб. Он признал, что стоячая овация, которую вызвала Нетребко «заслонила» нарушителя, и ему удалось пробраться на сцену. «Мы будем очень острожными, и расставим персонал во всех стратегических местах, где ему надлежит быть», — сказал Гелб.
А Торговицкий из полицейского участка сообщил о том, как он «пытался минимизировать» свой хулиганский поступок. Он, видите ли, дождался окончания «Иоланты», которая, по его словам», «доставила мне наслаждение». Ха-ха!
Надеюсь, что люди, искренне любящие оперное искусство, прозреют от такого нахальства побыстрее фантастической дочери царя Рене Иоланты. Но для этого они должны будут захотеть, так же как и она, прозреть.
Мэлор СТУРУА, Миннеаполис.