Алексей тогда снимал квартиру в Сочи. Ольга приехала туда отдыхать. Они познакомились, долго встречались и в конце концов поженились. Ольга перевезла с Украины дочь от первого брака, и именно в Сочи девочка пошла в первый класс.
- Потом Ольга забеременела, - говорит Алексей. - И когда пошла вставать на учет, в консультации у нее был выявлен ВИЧ...
Беременность — это неизбежные страхи, беспокойства, тревоги. А тут — такой диагноз. И хорошо, что Алексей был рядом.
- Сын родился 23 августа 2012 года. А за пару месяцев до этого нам пришло письмо из Роспотребнадзора: вынесено решение о нежелательности пребывания моей жены в РФ. Она была тогда на 7-8 месяце. Мы это обсудили, конечно. Но я никогда не думал, что такое правда случится...
На следующее лето жена с двумя детьми поехала на родину к маме. И когда они ехали обратно, на первое сентября, на границе фамилия Ольги высветилась красным — запрет на въезд. Ее высадили из поезда, и 12 часов она провела в коридоре перед каким-то кабинетом, с детьми, пока не пришел подходящий поезд и их не отправили обратно.
- Я сразу поехал к ней и одновременно подал жалобу в районный суд на Роспотребнадзор. Я знал, что в суде это решение можно оспорить. Проиграл, подал в Краснодарский краевой. А это же все долго тянется. Пока дело в суде, решил переехать к жене на Украину. Она живет в Донецке, на окраине. Мне-то без разницы, где квартиру снимать. Приехал, даже на работу устроился. И жили, пока не началось... Тогда мы решили уехать в Харьков. Там мы еле нашли жилье: отношение к людям из Донецка негативное, да еще и я — русский. И работы там не нашел. А у меня кредиты в РФ. И я вернулся, устроился на работу, стал платить кредиты, а оставшееся отсылал жене. Жил, как настоящий украинец на заработках...
Надо сказать, что Роспотребнадзор в таких случаях действует механически, исключительно по закону «О предупреждении распространения ВИЧ в РФ». Таких постановлений он выносит по несколько сотен в год. И вот тут все решает суд: он может признать решение Роспотребнадзора недействительным.
Когда появилось первое такое дело — житель Украины просил оставить его в России с женой и ребенком - Конституционный суд выпустил специальный документ, определение, в котором рекомендовал судам руководствоваться «гуманитарными соображениями»: есть ли у человека семья, какой образ жизни он ведет, какое у него состояние здоровья? То есть: будет ли он представлять опасность всему населению России? Потому что, с одной стороны да, закон не разрешает иностранцам с ВИЧ жить в России. Но с другой — тоже стоит закон, по которому, к примеру, ребенок имеет право жить с обоими родителями.
И суды, действительно, вынесли множество решений в пользу граждан. Но нескольким и отказали. Как и в случае Алексея.
В краевом суде он получил отказ.
Подал кассацию — отказ.
Верховный суд — отказ.
Президиум ВС — отказ.
Все инстанции насмерть встали на защиту государства российского от Ольги с ребенком. Живых людей в них не видел никто.
Сейчас дело находится в Конституционном суде и в ЕСПЧ.
- Сын прописан со мной, он гражданин России, - тихо говорит Алексей. - Но как он будет жить со мной без мамы? Я не стал его забирать. И он сейчас там, где стреляют. Последний раз я их видел 23 ноября...
Сегодня там стреляют еще сильнее. Алексей все время думает о том, что может всех потерять. И бессилен что-то сделать.
Его жене надо бежать с Украины в Россию, получать статус беженки — первое, что приходит в голову. Но в ее случае это не получится.
- Ольга не может получить статус беженки, потому что у нее в России есть родственники — муж и собственный двухгодовалый сын, - комментирует юрист Рамиль Ахметгалиев, который ведет дело Алексея в КС. - А воссоединиться с ними она не может, потому что есть запрет Роспотребнадзора. Прямо хоть разводись и отказывайся от ребенка. Тогда да, статус беженки могут дать. Такой вот «простой правовой метод»...
- Я знаю, что за последние пару лет правозащитная ассоциация «АГОРА» выиграла аналогичные дела 19 человек. Почему здесь такое сопротивление?
- Конституционный суд выпустил даже два определения по этому поводу. Причем, в первом было мягко сказано: суды при вынесении приговора могут руководствоваться гуманитарными соображениями. А потом появилось второе, когда КС увидел, что жалобщики продолжают идти. И там уже появилось «суды обязаны». Оба определения до 2013 года худо-бедно исполнялись. Но с 2014 года ситуация изменилась. Вот только что решения выносились в пользу заявителя. И вдруг все изменилось: точно такие же дела люди начали проигрывать.
Причем раньше в суд подавали сами иностранцы: жители Армении, Эстонии, Украины и т.д. А тут заявителем является гражданин РФ. То есть нарушаются конституционные и семейные права гражданина нашего государства! И сын Алексея — гражданин РФ и имеет гарантированное Конституцией РФ право воспитываться в семье. А его в этом ограничивает районный суд!..
...Сейчас дело готовится к рассмотрению в Конституционном суде. Интересно, что он скажет, видя, с каким пренебрежением к его определениям относятся во всех судах - от районного до Верховного.
Алексей, кстати, не выдержал и вчера уехал на Украину. Он сейчас нужен своей семье как никогда.