— Общая проблема состоит в провале, который появляется, когда ребята переходят из начальной школы в основную, — заявил Андрей Фурсенко. — Между тем, именно математика определяет, как человек будет учиться дальше, а в конечном счете, как он будет жить. Математика учит логическому мышлению, которое сильно упрощает жизнь, тогда как размазанность, как следствие отсутствия логики, ее усложняет, и в том числе при решении чисто житейских проблем.
Страшно сказать: для большей части подрастающего поколения эти проблемы могут оказаться неразрешимыми. Об этом свидетельствуют официальные результаты апробации ЕГЭ по математике базового, минимального уровня и итоги недавно проведенного национального исследования качества образования по математике в 5-7 классах. Их озвучил один из ведущих разработчиков новой концепции математического образования директор Московского центра непрерывного математического образования Иван Ященко.
Прославившийся своей честностью ЕГЭ-2014 показал: до 20% выпускников школы реально обладают математическими познаниями на уровне 6-8 класса. До 40% — не выше 9 класса. До 20% — неплохие абитуриенты технических вузов. При этом до половины учеников 10-11 классов фактически не готовы к большинству уроков по естественных дисциплинам в своих классах, и эти уроки в массовой школе проходят фактически впустую, — констатировал Ященко.
Задача выпускников школы 2015 года упростится: желающие впервые смогут сдать ЕГЭ по математике на базовом уровне. Однако недавно проведенная апробация показала: даже к предельно простому выпускному экзамену по математике готовы далеко не все: 10% «пробников» получили двойки, 30% — не готовы к текущему освоению программы 11 класса, и им экстренно требуются занятия по другим программам — вплоть до 5-6 класса. «Возможно это и неплохой процент, отметил Ященко, — поскольку до 90-х годов в 10-е классы школы шла лишь половина детей. Но обязательно надо продумать, чем заниматься с этими детьми сегодня».
Впрочем, проблемы ЕГЭ начинаются не в 11 классе, а раньше. Таков урок итогов национального исследования качества образования по математике в 5-7 классах. Как оказалось, от 5 к 7 классу возникает четко выраженная тенденция ухудшения математической подготовки, а доля троечников увеличивается с 20-25% до 40-45%. У значительной части семиклассников слабо развиты базовые математические навыки — умение считать и т.д., а имеющийся уровень подготовки (в некоторых регионах до 50% учащихся) недостаточен для успешного продолжения обучения не только по математике, но и другим естественнонаучным предметам. Таким образом, определяющую роль в неуспешности ЕГЭ (до 80%) играют проблемы в образовании в 5-7 классах. Да и как иначе, если кое-где познания в области математики вплоть до окончания школы остаются на уровне 1-3 класса.
Проблема, по оценке Ященко, может быть решена в течение полутора-двух лет, правда, лишь при условии принятия экстренных мер и новых программ обучения. С точки же зрения ректора МГУ им. Ломоносова, математика Виктора Садовничего, настало время перестройки всей системы математического образования в стране. Уже в дошкольном возрасте, с 3-7 лет, надо прививать интерес и любовь к математической культуре. В 1-4 классах школы помимо арифметических действий с числами нужно вводить элементы геометрии. В 5-7 классах — начинать потихоньку высматривать юные математические таланты и учить их по усложненным программам, решая с остальными детьми максимально интересные задачки. С 8-9 классов — выделять математические классы, делая упор в не математических на решение задач на логику и умение мыслить. В 10-11 классах — разделять на два потока и математические классы: один для будущих инженеров, а другой для математиков-теоретиков.
Марина Лемуткина
МЕЖДУ ТЕМ
По итогам пленарного заседания X съезда Российского союза ректоров Владимир Путин поручил повысить минимальный балл ЕГЭ, необходимый для поступления в вузы. «На первый взгляд идея хорошая — повысить требования к поступающим в вузы, — пояснил «МК» член-корреспондент Российской академии образования Александр АБРАМОВ. — Однако фактически она направлена на поддержание политики Ливанова по сокращению бюджетных мест. Мол, абитуриенты не сдали экзамены — что ж тут поделаешь? Результатом будет сокращение числа студентов (и это при том, что сейчас острая нужда в инженерных кадрах!), а также фальсификация баллов ЕГЭ. Для реального повышения этого качества нужно, на мой взгляд, совсем другое — серьезная работа со школой, готовящей абитуриентов (на последних ЕГЭ она показала крайне низкие результаты по русскому языку и математике). Необходимо развитие всей национальной системы образования и радикальные изменения в ней».
Ирина Селиверстова