Реально столичные школы перешли на электронные дневники с журналами около пяти лет назад, а самые продвинутые — и все семь. Но по тем правилам каждая школа сама выбирала, у каких компаний, главным образом частных, эти услуги покупать. Те за истекшее время все технические проблемы решили, системы заработали, родители, учителя и дети к ним привыкли и были более-менее довольны.
Но вот к началу нового 2014-2015 учебного года чиновники решили: негоже, чтобы такой социальный проект вели частники: «И потому, что в их руках в рамках проекта скопился огромный объем персональных данных всех учащихся и учителей города, а такая информация должна храниться только на государственных (городских) мощностях. И потому что все родители, независимо от уровня достатка, должны иметь равный доступ к информации об успеваемости и посещаемости своих детей, а эсэмэски с этими данными, рассылаемые частниками, были платными. И потому что теоретически бизнес в любой момент может принять решение о прекращении своих услуг этого рода, на что имеет полное право, и деятельность школы тогда будет парализована»,- разъяснил Артем Ермолаев. И в сентябре частников отодвинули, а их проекты заменили на единый городской. Тут все и началось.
Установить, кто именно разрабатывал замечательный госпроект, сменивший частные, участникам слушаний, организованных комиссией Мосгордумы по образованию, не удалось, как те ни старались. Но то, что проект не пошел, знает вся Москва. То он «тормозит», не пуская пользователей к информации; то безвозвратно теряет данные о детях, ранее введенные учителями; то выдает оценки одного ребенка родителям другого, то делает еще что-то, что не надо бы и не делает того, что надо. Например, зачисляет новенькую во все параллели и классы школы с 1-го по 11-й. Или проставляет всем опрошенным ученикам оценку «9».
Особенно тяжело пришлось в октябре, когда оценки и сами учащиеся периодически «терялись» в виртуальном пространстве (данные, признал Артем Ермолаев, в течение месяца исчезали дважды), а учителя не могли подсчитать свою педнагрузку. Тогда и было принято решение передать кураторство над электронными школьными документами профессионалам — а именно, столичному департаменту информационных технологий, оставив департамент образования в качестве заказчика.
Сейчас в департаменте рапортуют о достигнутой стабилизации, обещают окончательно упрочить ее «через 61 день» (т. е., к Новому году), а уже затем вплотную заняться наращиванием функциональных возможностей новой системы. Но до тех пор школам и родителям надо как-то продержаться.
Разработчики прежних программ попытались было прямо на слушаниях в Думе отыграть ситуацию назад, напомнив как о возникших проблемах, преодоленных частниками лет пять назад, так и о том, что персональные данные граждан хранятся не только в электронных дневниках, но, к примеру, и в частных телефонных компаниях. И ничего: никому не приходит в голову порушить все имеющиеся соглашения с ними и «создать единого государственного оператора». Но все напрасно:
- Мы с удовольствием готовы делиться опытом... Ну то есть, брать его у вас... - отвечал на эти происки глава департамента информтехнологий.- И ваши рекомендации при доработке мы готовы учитывать... И вообще, мы будем использовать аутсорсинг, так что ваше желание зарабатывать на школах может быть реализовано,- окончательно уел он частников.
Между тем, в департаменте образования, заверил «МК» замглавы ведомства Александр Гаврилов, несмотря на все сложности, уверены, что «замену прежних электронных журналов и дневников на городской проект производить стоило. Трудности носят временный характер, зато проект гарантирует полную безопасность персональной информации, финансовую господдержку, а в перспективе — и большие возможности системы. А временные технические трудности поначалу возникают всегда».