Как Ким Чен Ын пригласил школьницу из Подмосковья на экскурсию в Пхеньян

Завтра туриста

Северная Корея, как показывают события последних месяцев, оказалась гораздо ближе, чем мы раньше думали. Все чаще в прессе и в жизни стали проводить параллели и перпендикуляры.

А школьница из Химок Марьяна Наумова взяла и написала письмо северокорейскому лидеру Ким Чен Ыну. «Я спортсменка, комсомолка и просто красавица. Хочу посмотреть, как у вас там дети живут». Поступок в традициях CCCР был оценен в Северной Корее. Через две недели Марьяну вызвали в посольство. А еще через месяц она вместе с папой летела в Пхеньян — поездка была полностью подготовлена и оплачена приглашающей стороной. Спортсменка рассказала «МК» о том, что она видела в одной из самых закрытых стран мира. 

Завтра туриста
Марьяна Наумова в национальном костюме Северной Кореи. Фото из личного архива.

Современная Саманта Смит — личность во всех смыслах выдающаяся. Марьяна Наумова — трижды чемпионка мира, абсолютная рекордсменка в жиме штанги лежа среди девушек-подростков. Лично знакома со Шварценеггером — он давал ей ценные советы перед соревнованием. А самый сильный человек — известнейший паурлифтер Эрик Спото, не пропускает ни одного ее соревнования. Еще бы, ведь в свои 15 Марьяна поднимает 140 кг — немыслимый рекорд среди девочек-подростков.

В США Наумову узнают на улицах, фотографируются с ней и берут автографы. А в родных подмосковных Химках она обычная девочка. Учится в простой школе, тренируется под руководством отца в самом простеньком фитнес-клубе. После уроков гуляет с друзьями во дворе.

— Когда я стала заниматься штангой, то одноклассники первое время сильно подшучивали надо мной, — рассказывает Марьяна. — Девочки обычно в класс заходят первыми, а меня с ними мальчишки не пускали. Говорили, Наумова с парнями пойдет, раз за штангу взялась... И сейчас, после того как я съездила в Северную Корею, многие ударились в критику. Говорят, что это все хитрая пропаганда «железного занавеса». На самом деле было так. Однажды мне в соцсети кто-то написал: что, хочешь жить в Северной Корее? И столько разговоров про эту Корею пошло... Вот я и подумала: почему бы не посмотреть, что там такого? Ну и написала письмо.

— Но у тебя на страничке полно фото, где ты в майке с надписью СССР. Есть и с флагом. К тому же ты состоишь в комсомольской организации...

— Марьяну в США называют «красный жимовой монстр», — отвечает за дочку папа Александр Наумов. — Красный — потому что из России, из СССР. Понимаете, у многих спортсменов Советский Союз до сих пор вызывает трепет... А у нас в семье, так уж получилось, с коммунизмом многое связано в последние годы. Лично Зюганов помог Марьяне попасть на чемпионат в США два года назад. Поездки по России и Европе мы с женой дочке сами оплачиваем — это нам по карману. Но Америка — гораздо дороже. Местный спорткомитет нам в помощи отказал. А в то время как раз были выборы президента. И по всему городу были развешаны баннеры кандидатов. Вот Марьяна взяла и написала письма всем. Откликнулся Зюганов.

После этого Наумову приняли в пионеры, потом в комсомольцы. Она активно участвует во всех комсомольских акциях. Правда, о том, что она побывала в Северной Корее, лидер коммунистической партии России пока не знает.

 — Потом когда-нибудь расскажу, — смеется Марьяна. — Когда встретимся на каком-нибудь мероприятии. Пока просто даже некогда было. Все так быстро произошло.

Во Дворце пионеров в Пхеньяне. Фото из личного архива.

Там тоже хорошо...

Девочка рассказывает, что ответ из посольства пришел буквально через пару недель. За полчаса поставили и визу, и обсудили все нюансы поездки. Александр Наумов вспоминает, в какой нервной обстановке проходила подготовка. Все друзья и знакомые отговаривали, крутили пальцем у виска и так далее. Но отказываться было поздно.

— Я очень о еде переживала, — говорит спортсменка. — Ведь у меня специальная спортивная диета. За неделю, конечно, форму не потеряешь. Но все-таки. Я с собой взяла продуктов на три дня, протеиновых йогуртов и прочей специальной пищи. А там уж, думаю, на рисе и капусте как-нибудь проживем. Но оказалось, я зря вообще волновалась. Кормили прекрасно. Мне, как спортсменке, соблюдающей спортивный режим, разрешили отдельно составить меню — грудку куриную без соли и отварной рис. Ну а папа наслаждался северокорейской кухней.

Отец, кстати, о еде не беспокоился. Зато прихватил с собой несколько телефонов — ведь везде в Интернете писали, что сразу в аэропорту отбирают мобильник.

— Я ожидал увидеть в Северной Корее полную нищету. Но уже в самолете, когда мы в Пекине пересели на рейс до Пхеньяна, понял, что все не так плохо, как пишут. На воздушном корабле обстановка, как в Большом театре. Все новое, красивое, с красными бархатными креслами. Стюардессы очень приветливые, кормили хорошо. Снимать ни через иллюминатор, ни пассажиров никто не запрещал. Кстати, с нами летели не только корейцы. Было много иностранцев, европейцы, даже американский журналист. Потом оказалось, что его поселили в том же отеле, что и нас... Как выяснилось, Интернета для местных действительно нет, но для всех иностранцев предусмотрена возможность купить специальную туристическую сим-карту и выходить в Сеть в любое время.

Александра и Марьяну на выходе из аэропорта встретили гиды. Строгая женщина лет сорока Ким Сен Им и молодая девчонка Пак Ен А. Обе прекрасно говорили по-русски, так как учились в Москве. У гостей из России гиды на все время пребывания забрали на хранение паспорта. Но зато выделили микроавтобус с водителем в личное пользование.

— Да, действительно, передвигаться по Северной Корее без гида запрещено, — рассказывает Александр. — Но в этом есть резон. Без провожающего там делать вообще нечего — все надписи на корейском, английского или, скажем, немецкого никто не знает. С языками у них беда.

Как заверяют Наумовы, никто никаких запретов на их передвижение не накладывал. И из отеля по вечерам спокойно можно было выходить. Правда, отец и дочь так уставали днем, что им никуда и не хотелось.

— Было и такое, что нас вообще одних оставляли в центре города на какое-то время. Я вообще не заметил, чтобы за нами установили пристальный контроль. Мы спокойно подходили к людям на улицах, если нам этого хотелось. Вот, например, на площади Ким Ир Сена в центре Пхеньяна Марьяна увидела школьников. Тут же подошла и без проблем с ними сфотографировалась.

Отец показывает фото: пионеры в школьной форме и с красными галстуками. Кстати, школьница из России смотрится с ними вполне органично: в черной юбке, белой блузке. А роль галстука выполняют окрашенные в яркий красный цвет концы ее длинных волос.

Фотографироваться на улице с прохожими туристам из России никто не запрещал. Фото из личного архива.

Северная Корея как пример для подражания

Фотографий из Кореи отец и дочь привезли превеликое множество. Но когда показывают их другим, никто не верит, что они реальные.

— Даже наши знакомые говорят — это все подстроено. Типа это специально для вас потемкинскую деревню соорудили. Ну как могут для нас двоих целый город построить? Ну бред же? — возмущается отец. — Вот смотрите, я прямо из машины фото и видео делал. Вот женщины, нормально одеты. Конечно, нет московского или там парижского гламура. Но все прилично. Вот, смотрите, девушка на каблуках. И одежда у них не вся одинаковая. А это новостройки — не то что у нас просто бетонные кубы. Там все с изюминкой — изогнутые крыши, архитектура с восточными мотивами.

— А почему так пустынно на улицах?

— Ну так рабочий же день. Все трудятся. На улице просто там шататься без дела у них запрещено. Ну а вечерами просто огромные толпы. И в библиотеках, и в театрах, и в музеях. Нас возили в аквапарк. Днем там было довольно пустынно. Но когда мы уезжали, то видели, какие огромные толпы школьников направляются туда.

— Мы с папой еще обрадовались, что вовремя нас увезли. Кстати, я была единственная девушка в открытом купальнике во всем парке. Там у них такое не принято, все в слитных. Сначала даже смущалась. Но гиды сказали: не обращай внимания, все в порядке. Хотя я могла бы взять и общественный купальный костюм — там всем, у кого нет, их выдают.

Кстати, Ксения Собчак пишет, что в Северной Корее даже бабушек стареньких работать заставляют. Действительно, мы как-то едем и видим, что целая толпа старушек с какими-то палками активно так скребет улицу. Жвачки как будто отдирает, — говорит Александр. — Гиды тут же пояснили, что у них есть специальная программа по занятости пенсионеров, чтобы после выхода на пенсию они не депрессовали, а по-прежнему чувствовали себя нужными и полезными обществу. Тех, кто хочет и готов дальше трудиться в меру своих сил на благо родине, привлекают к несложной работе в парках, скверах, дворцах культуры. Корейцы — народ очень трудолюбивый и не любят сидеть без дела.

А еще, — добавляет Марьяна, — Собчак писала, что они там траву едят в парках. Ну это тоже вранье. Там действительно можно увидеть толпы людей, которые сидят у газонов и травку щипают. Но не для еды. Просто они газоны ножницами стригут.

— Зачем? У них что, газонокосилок нет?

— Да все у них есть, — поясняет отец. — Неужели вы думаете, что они не могут купить в соседнем Китае за 50 долларов? Просто есть такая необходимость — занять работой всех без исключения. Вот они и занимают.

Мы дальше смотрим фотографии. Я обращаю внимание на то, что портреты северокорейских лидеров висят буквально на каждой стене, в каждом кабинете. Не говоря уже и про гигантские статуи на улицах и площадях.

— Да, у них там политические лидеры — просто боги. Ну да, вот такая у них религия. Я, кстати, когда туда ехала, — вспоминает Марьяна, — то совсем не разбиралась в этих именах: Ким Ир Сен, Ким Чен Ир и так далее. Кто там сын, кто отец. Но побывав в Корее, во всем быстро разобралась. Теперь меня не запутать. Меня поразило, как они любят своих вождей. Искренне и всей душой. Когда я встречалась с олимпийской чемпионкой по тяжелой атлетике Рим Чжон Сим, она сказала, что устанавливала свой мировой рекорд ради Ким Ир Сена. И в моменты важных стартов всегда думает о своей стране и о нем. А еще, когда мы были в музыкальном центре (у них там в каждом районе есть такие центры, куда можно прийти после работы и послушать музыку, посмотреть видео или поиграть за компьютером) и там нам включили симфонию, посвященную Ким Ир Сену, то наша гид Пак Ен А заплакала. А она молодая девчонка — ей всего 25 лет! Одним словом, мне очень понравилось, как они относятся к своей стране и к своей истории. Да, Интернета там нет, но зато музеи и библиотеки битком.

— То есть ты бы хотела, чтобы и у нас было так?

— Ну а что плохого?! У нас же сейчас все на этом Интернете помешались. Мои одноклассники приходят из школы и сразу в Сеть. Да и я сама, вон, без смартфона как без рук. А там молодежь гуляет по улицам, гоняет в футбол, покупает мороженое. Полно детей — и даже самых маленьких родители безбоязненно отпускают гулять по всему городу. А мои родители младшую сестру даже во двор одну не пускают. Кстати, Пак Ен А училась в Москве много лет. И когда я спросила у нее, хотела бы она жить в России, она категорически ответила, что нет.

— Да, у них там преступности нет никакой! — подхватывает разговор отец. — Ну а насчет того, хорошо там или плохо, то как можно сравнивать — страна живет в полной экономической блокаде уже несколько десятилетий. Но, несмотря на это, там уж точно лучше, чем где-нибудь у нас в Старой Руссе, откуда у меня жена. Тут одни алкаши по улицам гуляют. Ни кружков, ни спортивных секций. А этот Интернет и все эти современные радости жизни — нам всем еще это аукнется лет через 10–15, когда молодежь подрастет. Чему хорошему их там научили в этой Всемирной паутине? Каким таким ценностям?

Современный аквапарк — одна из главных достопримечательностей северокорейской столицы. Фото из личного архива.

Рассада от Ким Чен Ына

— А как там обстоят дела со спортом?

— У них там в этом смысле все хорошо. Помимо того что много уличных и дворовых стадионов, есть еще целый проспект Спорта. Огромная улица, на которой полным-полно спортивных залов и дворцов спорта. У них там все дворцами называют. А в самом конце — большущий стадион. Мы с Марьяной жили в гостинице при стадионе Первого Мая. А это, между прочим, самый вместительный стадион в мире. Он раза в четыре больше наших «Лужников». А это вот, посмотрите, Марьяна на тренажере, на котором занимался сам Ким Чен Ын. Видите, он весь в красном бархате... А это у них проспект Здоровья. На этой улице и поликлиники, и клиники стоматологии, и больницы. Вот кабинет детской стоматологии — у нас в Химках мы такого оборудования современного не видели. Ходили мы и в местный супермаркет: все необходимое есть, и еда, и одежда, и обувь. Ну да, рекламы на улице никакой. Я только по телевизору видел ролик про какую-то машину, которую корейцы выпускают совместно с Китаем.

— Александр, вы ведь помните СССР. Похоже там на то, что было у нас 30–40 лет назад?

— Есть что-то общее. Но там как-то искреннее все. И честнее, что ли. Я имею в виду, сами люди другие. У нас все время подшучивали сами над собой, говорили — «совок, совок». А там реально все верят и стараются. И главное, очень понятно, как им жить — если ты стараешься и трудишься ради государства, то и получишь результат — квартиру, машину, зарплату и так далее. Ученые там очень в почете, врачи, спортсмены.

— Марьяна, а что тебе запомнилось больше всего?

— Военный американский корабль «Пуэбло», который корейцы захватили еще в 1970-х годах. Он стоит на приколе как музейный экспонат. Корейцы до сих пор с гордостью рассказывают, что когда захватили этот корабль, то США всячески угрожали и требовали его вернуть, утверждая, что это обычный пассажирский лайнер. Даже ядерной атакой Северной Корее тогда грозили. Но Ким Ир Сен твердо стоял на своем. В итоге американских военных отпустили через 11 месяцев, после того как правительство США принесло свои официальные извинения. А судно так и осталось в Пхеньяне. «Пуэбло» считается трофеем, это гордость всех корейцев до сих пор. Нам показывали письменные признания американцев в том, что они шпионили.

— А как в Северной Корее относятся к русским? Вы вообще ситуацию в современном мире с кем-то там обсуждали?

— Нет, как-то эти темы и мы, и они старались обходить стороной. Мы все больше про жизнь, про быт. Кореянки с удовольствием рассматривали фото в моем телефоне, я им показывал дачу свою, Москву. Однако я понял, что к русским они относятся очень тепло. Но не любят ни Ельцина, ни особенно Горбачева — за то, что они Советский Союз развалили. К Путину относятся нейтрально. А вот то, что Сталин им помогал в тяжелые годы, — это до сих пор вспоминают с большой благодарностью. Нам там показали в музее копию письма, которое отправили в СССР, в Кремль Сталину. Письмо благодарности. Его подписали 16 миллионов корейцев. 30 ящиков бумаги отправили тогда в Москву. А само письмо было вышито золотыми нитками. Это все правда, я когда домой вернулся, то все факты проверил.

— А удалось вам встретиться с Ким Чен Ыном?

— К сожалению, нет, хотя изначально это предполагалось, — говорит Марьяна. — Но мне от него передали подарок — рассаду двух редких цветов. Один называется Ким Ир Сен Хва, другой Ким Чен Ир Хва. Эти цветы посвящены вождям и выращиваются практически только в Северной Корее. И каждый год проходит фестиваль их любителей — все съезжаются со своими растениями.

Агитационные плакаты на улицах Пхеньяна. Рекламы товаров и услуг — нет. Фото из личного архива.

Марьяна Наумова не намерена прекращать свою детскую дипломатическую деятельность. Вернувшись из Северной Кореи, она написала письмо сирийскому президенту Башару Асаду. «Я хочу пообщаться с вашими подростками, рассказать им о спорте и о той роли, которую спорт должен играть в жизни. Здоровые и сильные дети — это будущие защитники Родины, это — воины». Особый интерес у спортсменки вызвал показанный по российскому телевидению сюжет про базу подготовки девушек, служащих в частях специального назначения, — для них она инициировала специальную тренировку. Девушка уже получила приглашение из посольства, сейчас идет согласование ее поездки в Дамаск.

ИЗ ДОСЬЕ "МК"

Образованная в 1948 году Корейская Народно-Демократическая Республика занимает северную часть Корейского полуострова.

Страну возглавляет Ким Чен Ын — Высший руководитель, Верховный Главнокомандующий Корейской народной армии, Первый секретарь Центрального комитета Трудовой партии Кореи, маршал, депутат Верховного народного собрания КНДР. Вечным президентом КНДР объявлен скончавшийся в 1994 году дед нынешнего северокорейского лидера — Генералиссимус Ким Ир Сен, после смерти которого власть унаследовал его сын Ким Чен Ир (умер в 2011 г.).

Площадь страны — 120 540 кв. км.

Население: 24,85 млн человек (оценка на июль 2014 г.) — 50-е место в мире. Подавляющее большинство населения составляют корейцы. Есть незначительное количество представителей китайского и японского меньшинств.

Уровень рождаемости: 14,51 на 1000 человек (оценки 2014 г.) — 138-е место в мире.

Уровень смертности: 9,18 смертей на 1000 человек (оценки 2014 г.) — 64-е место в мире.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении — все население: 69,81 года; мужчины: 65,96 года; женщины: 73,86 года (оценки 2014 г.).

Грамотность (люди от 15 лет, умеющие читать и писать): 100%

ВВП: $40 млрд (оценки 2012 г.)

ВВП на душу населения: $1,800 (оценки 2011 г.) — 198-е место в мире.

(Использованы статистические данные The World Factbook)

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26601 от 19 августа 2014

Заголовок в газете: Завтра туриста

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру