До вступления в силу закона о запрете курения в каждой больнице ситуация развивалась по-разному — в зависимости от лояльности главного врача. Где-то средний медперсонал и пациенты дружно выбегали курнуть на лестницу, крылечки или в подвалы с вентиляцией, врачи же курили в ординаторской. В других стационарах для курения отводились специальные места. В самых консервативных клиниках при поступлении пациенты подписывали правила поведения, в том числе пункт «обязуюсь не курить на территории больницы».
А вот что происходит теперь.
…При входе на территорию одной из московских клинических больниц едва ли не сразу видим курящих на скамейке людей. «Я всегда курю здесь, — рассказывает пациент Артур. — В здании, конечно, запаха табака нет и быть не должно. При поступлении я подписывал обязательство, что не буду курить на территории больницы. Этим все и ограничилось».
К калитке подходит еще один больной с сигаретой: «Я курю уже 30 лет, как я могу сейчас бросить?» — говорит он. На вопрос «уверены ли вы, что здесь можно курить?» — отвечает, показывая на соседствующие со скамейками мусорки: «Если урны установлены, значит, можно».
Сами врачи рассказывают, что некоторые больные бросают курить, когда поступают в клинику, — диагноз не позволяет. Среди своих нерадивых пациентов они проводят лекции о здоровом образе жизни, стараются влиять на них личным примером. Однако признаются, что с пониманием относятся к заядлым курильщикам: «Запретами нельзя ничего добиться, если человек курил несколько лет. Таким людям нужно дать выбор. В противном случае будут курить, но только тайком. Коллеги рассказывали о случае, когда пациент пытался покурить под одеялом».
Как известно, строгость большинства законов компенсируется необязательностью выполнения. В случае с «антитабачным» законом скорее наоборот — выполнять и рады бы, но вот как это сделать на практике, если некоторые пункты закона нежизнеспособны, не знают ни врачи, ни пациенты. Если на минуту представить себе строгое выполнение антитабачных мер, получается, завидев курящего пациента, доктора должны вызывать полицию или исключать его из клиники, отказывая в лечении.
Выписать штраф имеет право только полиция. Покурить можно будет только за воротами больницы, правда, если пациент покидает ее территорию, это тоже является нарушением внутреннего режима лечебного учреждения. Но, как говорится, из двух зол выбирают меньшее.
Во дворе одной из больниц наблюдаем показательную картину: на скамейке возле ожогового отделения собрались два курильщика, один с перевязанной рукой, другой с забинтованным торсом. Вскоре к ним подтягиваются друзья по палате — в гипсе. Все четверо затягиваются и что-то активно обсуждают. Если уж гипс не преграда на пути к курению, то что уж говорить о плакате?
«Про запрет курить на территории больниц мы, конечно, знаем. Но как препятствовать курильщикам — непонятно, никаких четких инструкций, например, минздрав Московской области по этому поводу не давал, — говорит помощник директора Московского областного научно-исследовательского клинического института им. М.Ф.Владимирского (МОНИКИ) Дмитрий Жернов. — Осуществить контроль за курильщиками, учитывая размеры нашей территории и количество людей, здесь находящихся, очень сложно. В МОНИКИ работает около 2000 сотрудников, а в 15 клиниках лечится до 1500 пациентов, прибавьте к ним посетителей поликлиники, родственников, навещающих в стационаре своих близких, и получим, что ежедневно у нас находится около 5000 тысяч человек. По статистике, курильщики составляют одну треть, то есть мы получаем около 1000 верных курильщиков, и что нам с ними делать? С врачами и научными сотрудниками проще, администрация уже поставила всех в известность, что в случае курения на территории института курильщики могут лишиться премии. А как быть с пациентами? Можно, конечно, давить на сознательность или выгонять за то, что они не соблюдают режим лечебного заведения. Но все будет зависеть от состояния пациента, кроме того, для некоторых резкий отказ от курения может проходить крайне болезненно, не нужно забывать, что это вид наркотической зависимости. Даже непонятно, кто должен следить за исполнением закона: допустим, мы обяжем всех сотрудников, видя курящего человека на территории института, сигнализировать в полицию, но вряд ли там будут этому рады. Как-то не верится, что полицейские станут выезжать на место, чтобы штрафовать курильщиков, у них есть более серьезные проблемы. А вот администрацию медучреждения могут оштрафовать за курильщиков в любой момент».