Этот день стал особенным 8 мая 1945 года, когда в Кремле подписали Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об объявлении 9 мая Праздником Победы». Текст его гласил: «В ознаменование победоносного завершения Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков и одержанных исторических побед Красной Армии, … установить, что 9 мая является днём всенародного торжества – ПРАЗДНИКОМ ПОБЕДЫ. 9 мая считать нерабочим днём».
Однако по прошествии нескольких месяцев, 2 сентября 1945-го, тот же Президиум ВС узаконил «более главный» праздник: День Победы во Второй мировой войне. Его приурочили к 3 сентября – дню победы над Японией. И тоже на радость гражданам объявили нерабочим.
Впрочем, радовались они не долго. Существование в календаре этой новой «красной даты» оказалась весьма кратковременным.
День Победы №2 в Стране Советов отметили «по полной программе» лишь единственный раз – в сентябре 1946 года. А потом оказалось, что подавляющему большинству жителей СССР победа над фашистской Германией куда важнее итоговой победы во Второй мировой. В итоге затею с «японским» Днем Победы тихонько «спустили на тормозах». В последующие после 1946-го годы никаких празднований, и уж тем более выходных на 3 сентября власти не объявляли. Хотя формально это являлось нарушением закона: ведь сентябрьский указ Президиума ВС так и не был официально отменен.
Но и с Днем Победы №1 тоже не все получилось гладко. Погулять в честь недавней «виктории» над гитлеровцами гражданам СССР довелось лишь в мае 1945-го, 1946-го и 1947-го. А потом «наверху» почему-то пересмотрели свое отношение к этому празднику и решили, что отмечать его столь масштабно не следует. (Высказывались предположения, что подобную «обструкцию» учинил сам Сталин, проникнувшийся ревностью к маршалу Жукову, который в то время превратился для жителей страны в «главного победителя Германии».) Как бы то ни было, 24 декабря 1947 года опубликовали новый документ, подготовленный Президиумом Верховного Совета: «Во изменение Указа от 8 мая 1945 г. считать 9 мая – Праздник Победы над Германией – рабочим днем».
В итоге, начиная с 1948-го, День Победы наши дедушки-бабушки, папы-мамы отмечали ударным трудом в цехах, на стройках, в полях, учебой в школах и институтах… Конечно, в этот день повсеместно устраивались протокольные «собрания актива с приглашением участников боевых действий», газеты печатали торжественные передовицы, но фактически единственным истинно праздничным атрибутом этого дня во времена Сталина и Хрущева оставались орудийные салюты, производимые вечером 9 мая в нескольких крупных городах. Исключением не стали даже юбилейные праздники в 1950-м, 1955-м, 1960-м.
Лишь накануне 20-й годовщины Победы день 9 мая был вновь включен в список главных (и нерабочих!) праздников. Тогда, 1965-м, День Победы отметили с размахом. Именно к этому юбилею приурочили награждение советской столицы почетным званием «Город-герой». 9-го числа на Красной площади был проведен военный парад и перед войсками пронесли Знамя Победы (прежде парадные расчеты маршировали по столице только 1 мая и 7 ноября).
С той поры День Победы всегда отмечался очень торжественно. Улицы и площади украшали флагами и транспарантами. В 7 вечера объявлялась Минута молчания в память о погибших. Традиционными стали массовые встречи ветеранов в центре Москвы.
Когда начался печальный период распада СССР столь чтимый народом в большинстве союзных республик праздник на некоторое время утратил часть своей былой масштабности. 9 мая 1990 года у стен Кремля состоялся последний в советской истории военный парад по случаю Дня Победы. Традицию эту возобновили в новой России лишь пять лет спустя.