Открывается сезон дачных мучений.
Кто не поедет на майские в Египет, тот загрузит в машину детей, стариков и рассаду и двинется на дачу, чтоб там копать, сажать и наводить порядок. И где-то уже на втором километре пути вспомнит адский ад подмосковных дорог, о котором за зиму успел забыть.
Феерические пробки: тридцать километров — три часа.
Разбитые дороги, воронки, как после бомбежек, слалом, как стиль вождения, пробитые колеса и покореженные бамперы.
Лужи-моря, объезд по грязи ползущей обочины, съехавшие в канаву собратья по несчастью.
Сломавшиеся в самых узких местах фуры. Мелкие ДТП, часами дожидающиеся инспекторов, которые сидят в это время в засадах, — а куда они поедут, у них самый сенокос.
Все вместе это называется одним коротким словом, но в газете мы его не употребляем. Зато широко и с размахом употребляем в жизни. Особенно в такой, какая начнется с открытием дачного сезона. Употребляем из года в года, проклинаем и возмущаемся, талдычим, что время идет, губернаторы меняются, налоги платятся, деньги на дороги выделяются — и кто-то даже за них отчитывается, а на деле ничего не меняется и как же так получается.
Как же так получается? — наш любимый вопрос. Но обычно он остается без конкретного, документально подтвержденного ответа. Воруют все, поэтому так и получается. А кто ворует, как и сколько? Да кто же их разберет…
На самом деле их иногда «разбирают». Но самое удивительное, что и после таких «разборок» все равно ничего не меняется.
Счетная палата неделю назад вывесила на сайте документ под названием «Увеличение субсидий на дорожное строительство в Московской области с 21,3 млрд до 44,1 млрд рублей не привело к росту эффективности их использования».
Все эти деньги Московская область получила на дороги в 2011–2013 годах. Но на 1 января 2014 года в дороги было вложено только около 30% , а остальные возвращены в федеральный бюджет. Понятно, что они не просто где-то лежали все это время. Они работали. Но формально это выглядело так, что они выделялись на какие-то объекты, в установленный срок работы там оказывались невыполненными, и деньги возвращались в бюджет, чтоб со следующего года снова выделиться на те же объекты.
Фабрика по перекачке воздуха.
Всем все понятно, включая Счетную палату.
И чего? И ничего.
Если «разбирать» по конкретным дорожным объектам, так там бюджетные средства летали как птицы.
Реконструкцию Бусиновской транспортной развязки дотянули до того, что стоимость работ там выросла на 157 млн руб.
Молодогвардейская транспортная развязка из-за задержек поднялась на 333 млн.
«По объекту «Строительство ЦКАД» расходы на уточнение площадей и выполнение работ по очистке местности от взрывоопасных предметов на дополнительной площади выросли на 19,4 млн рублей, — перечисляется на сайте Счетной палаты. — На участке автотрассы М-1 «Беларусь» км 28 — км 32 государственной компанией было исключено строительство предусмотренных проектно-сметной документацией транспортного тоннеля, проезда для связи разобщенных территорий и технологических съездов и площадок общей стоимостью 128,6 млн рублей. При этом за счет сэкономленных средств стоимость контракта уменьшилась лишь на 5,9 млн рублей, а на остальные средства выполнены дополнительные работы, не предусмотренные проектно-сметной документацией».
Всем опять же понятно, что никаких случайностей в задержках и удорожаниях нет. Равно как нет халатности, некомпетентности и непреднамеренных ошибок. Все ошибки просчитаны и запланированы, потому что каждый бюджетный рубль заранее поделен. Двадцать копеек наверх, десять вбок, десять себе. Но этого же всем мало! Надо еще!
В Подольске стали строить обходную дорогу без всяких разрешений на строительство, причем на землях Минобороны. Закачали туда деньги, уложили основание дороги. И все, и на этом остановились. Потому что ну нельзя же строить без разрешения.
«Слушайте, а кто-то у вас ответственность понес за это?» — спрашивает изумленная Голикова на видеоролике Счетной палаты. «А те люди, что заключали контракты, уже были уволены», — отвечает главный подмосковный «дорожник». «Просто уволены. С богом», — констатирует Голикова.
С богом и с бабками, ага.
Трудная работа у Голиковой. Врут ей в глаза, и она знает, что врут, а должна делать вид, что не знает. Но, с другой стороны, кому сейчас легко?
Мы вон в праздники в пробках убиваемся. Пробитые колеса меняем, стоя по пояс в грязи. А власть зато в будни по пояс в грязи. Хотя на дачу ездит с мигалками, это да, тут у нее преимущество.
Из справки Счетной палаты. Общая протяженность дорог в Подмосковье около 17 тыс. км. Три четверти местных дорог и половина федеральных не соответствуют нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию.
И чего? И ничего.