Стало известно, что ремонтные работы, которые будут проводить специалисты судостроительного завода «Северная верфь», продлятся около восьми месяцев, а их стоимость составит около 400 миллионов рублей. В итоге старый крейсер тщательно обследуют, обеспечат надежную защиту от проникновения внутрь его корпуса воды, отремонтируют дизель-генераторы, питающие «Аврору» электроэнергией, заменят некоторые приборы и системы для поддержания безопасности и нормальной работы крейсера в качестве корабля-музея.
Возможно, предстоящий «малый» ремонт будет лишь предварительным этапом для куда более масштабной реставрации «Авроры». Еще зимой нынешнего года новый министр обороны Сергей Шойгу во время одной из встреч с журналистами упомянул о том, что есть идея «поставить крейсер на ход»: «Если восстанавливать, то в первозданном виде – c паровыми котлами. Если такие возможности есть, то будем восстанавливать...». Сейчас появилась информация, что восстановление «Авроры» в ее «заводском виде» – с максимальным воссозданием исторического облика, займет 3 года и обойдется в 7 миллиардов рублей.
Впрочем, у «знатоков предмета» на счет «большого ремонта» есть большие сомнения.
– В последний раз «Аврору» основательно «латали» более четверти века назад, в 1984-87 гг., – рассказывает историк – исследователь военно-морской техники Алексей Буров. – Тогда решили проблему обеспечения водонепроницаемости корпуса радикальным образом: в сухом доке просто отрезали всю подводную часть крейсера и заменили ее на изготовленный из нержавеющей стали «протез» – этакое «корыто», повторяющее в общих чертах обводы прежнего корпуса, но не имеющее ни винтов, ни руля, ни других, более мелких конструктивных элементов. Конечно, снаружи тем, кто приходит посмотреть на «Аврору» в ее нынешнем виде, этого практически не заметно, однако с точки зрения сохранения подлинности крейсера как памятника российского кораблестроения, истории нашего военного флота, ему нанесен серьезнейший ущерб. Останки «низа» легендарного корабля – киль, донный набор с нижними частями шпангоутов, обшивка (в том числе и сохранившиеся еще фрагменты уникальной старого покрытия стального корпуса водостойким тиковым деревом, поверх которого крепились листы меди), – уже много лет лежат на мелководье одного из заливов Балтийского моря. Насколько я знаю, все эти годы их настойчиво пытаются распилить «на сувениры» и просто на металл (качество-то дореволюционной стали – отменное!) всякие «ценители истории».
При таком радикальном «хирургическом вмешательстве» была полностью утрачена вся планировка нижних судовых помещений. В свои «зрелые» и «пожилые» годы «Аврора» лишилась и многих других «деталей первоначального экстерьера и интерьера». Были перестроены боевая рубка, другие помещения, изменено размещение корабельных орудий, ликвидированы три торпедных аппарата, часть вспомогательных машин... А самое главное – из 24 паровых котлов системы Бельвиля, установленных в машинном отделении, сохранилось сейчас только два. Остальные давно сняли и отправили в утиль. Подобного оборудования уже давным-давно нигде не выпускают, так что, если будет поставлена задача «Аврору» «поставить на ход», придется заново осваивать изготовление по сохранившимся чертежам «доисторических» паросиловых установок, воссоздавать конструкции привода гребных винтов, рулевого управления... Это представляется мало реальным... Хотя для ценителей военно-морской старины идея, конечно, очень заманчивая...
...Как корабль назовешь, так он и поплывет. В данном случае известная примета не сработала. Вроде бы имя «Аврора» – в честь Богини утренней звезды – должно было обеспечить крейсеру «красивую жизнь». Но в итоге по воле рьяных чиновников, желавших, конечно же, «сделать, как лучше», старейший из уцелевших русский военный корабль превратили в инвалида-«ампутанта». Да и сам легендарный выстрел «Авроры» в октябре 1917-го теперь кажется совсем не таким уж «правильным». Как знать, выбери в свое время государь Николай Второй для нового крейсера иное имя, может, и судьба у этого корабля была бы иная.
Факт почти позабытый ныне – в списке из 11 возможных названий, составленном для Его Величества за несколько дней до торжественной церемонии закладки нового бронепалубного крейсера, помимо «Авроры», «Наяды», «Психеи», «Юноны», «Богатыря», «Нептуна»... был даже «Полкан». Да-да, – это «собачье» по нашим нынешним представлениям имя на самом деле принадлежит одному из героев русских былин. «Чудище-Полканище» – получеловек-полуконь.
Вот было бы интересно, если бы царь Николай выбрал именно это название! – Тогда на страницах советских газет можно было бы увидеть заголовки типа: «Исторический выстрел «Полкана» и «Полкан» – символ революции!».
А может, и не было бы никакого «исторического выстрела» вообще?..