«Невинен как младенец» — расхожее выражение, а факт, что младенцы невинны, — неоспоримая истина. Однако все чаще эта формула приносит страшные результаты. Это происходит потому, что возраст невинности «младенца» в сознании многих растягивается аж до совершеннолетия.
Пять лет назад в Иркутске 11-классник исполосовал ножом свою учительницу физики за то, что та ставила ему «двойки». Он пришел к дому физички рано утром, дождался, когда она выйдет, и потребовал исправить «двойку». Учительница предложила ему прийти на пересдачу в школу. Тогда мальчонка начал бить ее ножом. Решив, что она мертва, он отправился в школу и там возмущался — почему училка задерживается?
К счастью, быстро приехавшая «скорая» спасла женщине жизнь. 17-летнему «младенцу», уже достигшему возраста уголовной ответственности, грозили четыре года колонии. Однако за школьника единодушно вступились учителя, родители одноклассников и даже совершенно посторонние люди, которые умоляли простить оступившегося парня и не ломать ему жизнь. Ребенок же еще, а училка и впрямь была излишне строга...
В результате общественного давления за попытку убийства преступник получил условный срок. И, видимо, сделал соответствующие выводы. Спустя три года молодой человек вместе с двумя друзьями ограбил директора фирмы, в которой трудился поваром: гоп-компания проникла в кабинет начальника, связала его и выпотрошила сейф. На днях по приговору суда кулинар-рецидивист отправился в места не столь отдаленные на пять лет...
Мораль сей басни заключается не в том, что юных преступников надо непременно сажать. Тюрьма действительно мало кому идет на пользу. Но и безнаказанность — тоже. Необходима многосложная система работы с малолетними правонарушителями, способствующая исправлению, но и не исключающая наказания.
А еще, на мой взгляд, отношение общества к детям и их поведению в целом должно измениться. В сторону понимания того, что дети — это уже люди. И, как все люди, они тоже разные.
Одни обладают множеством человеческих достоинств, другие — изрядным количеством недостатков. Правда, многие из этих недостатков в силу возраста еще можно исправить — но об этом сегодня как-то не принято говорить. Вместо того мы много толкуем о правах ребенка, о том, что учитель не смеет повысить на него голос, родитель — наказать, общество — осудить. И при этом почти никто не вспоминает об обязанностях маленького человека, обладающего правами. Когда речь заходит об обязанностях, он автоматически превращается в несмышленого (и невинного!) младенца.
Возьмите многочисленные ток-шоу, на которых обсуждаются не менее многочисленные преступления малолеток самых разных возрастов. Подростки избивают ровесников, калечат бомжей, выкладывают в Интернет съемки унижения своих одноклассников, а взрослые с умным видом задаются вопросом: кто в этом виноват? Родители, учителя, общество, время? При этом ответственность самого «виновника торжества» уходит на десятый план. Он и тысячи ему подобных это слышат и запоминают: мы, дети, априори не можем быть виноваты. Увы, и достигнув зрелости, они чаще всего не расстаются с этой установкой.
Возьмите школьные конфликты между учениками и учителями. При таких конфликтах большинство родителей обычно с пеной у рта бросаются защищать свое дитятко. Он же ребенок, а значит, во всем виноват учитель! В результате мы имеем жуткое падение авторитета учителей в глазах школьников. Как, скажите, с пиететом относиться к человеку, на которого по любому поводу можно нажаловаться и которому по твоей жалобе сразу скажут — ай-яй-яй? И как такому человеку учить и воспитывать детей?
Сынок одной моей знакомой мамаши, 13-летний оболтус, в качестве мести регулярно названивал своей нелюбимой учительнице (негуманная женщина требовала от него выполнения домашних заданий) с неопределяющегося телефонного номера и изводил ее одним и тем же вопросом: у вас продаются презервативы? Мальчик тащился от своего остроумия и никак не реагировал на увещевания училки. Как, впрочем, и его родители: когда та попросила их поговорить с сыном, они лишь восхитились креативностью чада. В результате учительница привлекла на помощь детскую комнату милиции: в качестве воспитательной меры юного юмориста забрали туда в момент очередной противозачаточной эскапады. Несмотря на то что сотрудники сразу же позвонили родителям и те через час приехали, юный креативщик успел наложить в штаны. В утешение страдальцу возмущенные папа с мамой купили новый айфон и теперь требуют принятия мер в отношении бессердечной училки.
Если мы уважаем своих детей, давайте относиться к ним как к полноценным, пусть и не все еще понимающим людям, а не как к комнатным собачкам, которых нужно лишь вкусно кормить и наряжать в красивые комбинезончики. И если пятилетка ударил лопаткой своего товарища по песочнице, если десятилетний нахамил учительнице — до обоих надо донести, что они не правы. Возможно, и наказать — лишением конфеты или обещанного похода в кино. Тогда будет меньше тех, кто в 17 лет бросается с ножом на людей.