— В целом ситуация в Москве является сложно-стабильной, — рассказал замглавы столичного Департамента образования Игорь Павлов. — Количество бытовых правонарушений среди наших детей и подростков снижается: если в 2011 году по этой причине были задержаны 1042 несовершеннолетних, то в 2012 году — 986, а в первом полугодии текущего года — 335. То же и с уголовными преступлениями, совершенными учащимися: в 2011 году было 492 случая их привлечения к уголовной ответственности, в 2012-м — 473 случая и в первой половине 2013 года — 252. Самые распространенные бытовые преступления несовершеннолетних — причинение вреда здоровью средней тяжести, а также кража, вымогательство, грабеж, вандализм, угон автомобилей. А вот ситуация с суицидами и употреблением наркотических веществ среди молодежи за последний год ухудшилась.
Так, в 2011 году за распространение наркотиков были привлечены к уголовной ответственности 11 подростков, в 2012-м — 4, а лишь за 6 месяцев текущего года — 7. Пока, правда, их уголовные дела не завершены, и по итогам расследования часть могут закрыть за отсутствием состава преступления. Но тенденция настораживает. А тут еще к административной ответственности за употребление наркотиков в 2011 году привлекли 38 учащихся, в 2012-м — 43, а за неполный 2013 год — сразу 92.
— Самое же страшное — тенденция к омоложению наркомании до 10 лет, — констатировал Игорь Павлов. — Наркомания стоит на пороге начальной школы!
В Департаменте образования забили тревогу, проанализировали ситуацию, и вот что оказалось. За последнее время несовершеннолетние москвичи резко сократили потребление алкоголя — тут сказалась и антиалкогольная пропаганда, и введение запретительных мер. «Чистых» наркотиков сейчас также употребляется меньше. А вот потребление суррогатов, включая те, что официально разрешены к продаже (курительные смеси, сильные энергетики и т.д.), растет. Поэтому параллельно с борьбой за переведение этих веществ в категорию запрещенных Департамент образования резко усилил антинаркотический контроль в школах и колледжах. Руководство учебных заведений, где установлены случаи торговли наркотиками, привлекается к административной ответственности, а учащихся убеждают пройти добровольный тест на употребление наркотиков.
Нельзя назвать благополучной и ситуацию с детско-юношескими суицидами. Правда, по оценкам ВОЗ, склонность к самоубийству и депрессиям является главной особенностью всех развитых стран и особенно их мегаполисов. А к 2025 году смертность от суицидов вообще выйдет на второе место в мире после сердечно-сосудистых заболеваний, обойдя онкологию. Но те же зарубежные эксперты первое место по уровню суицидов среди молодежи 14–20 лет, увы, отдают нашей стране. Вот и в Москве в 2011 году было совершено 7 подростковых самоубийств (одного из семерых удалось спасти), а в 2012-м — уже 21 (20 смертельных исходов).
По данным Центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета, лишь в первой половине текущего года по России зарегистрировано 480 обращений за помощью детей и подростков с суицидальными намерениями. А в Москве на каждую из нескольких городских служб этого профиля пришлось от 5 до 15 таких звонков. Чтобы переломить ситуацию, считает глава Центра Олеся Вихристюк, надо учить детей справляться со стрессом; а педагогов — распознавать суицидальные настроения школьников. Необходима и развитая система экстренной психологической помощи.
Особое внимание образовательное хозяйство столицы уделяет профилактике проявлений подросткового экстремизма (например, на националистической почве или, скажем, футбольных фанатов). К слову сказать, положительную роль, по словам Павлова, сыграло образование в Москве крупных образовательных комплексов, ведь «до реформы у нас появились образовательные учреждения, без пяти минут являвшиеся национальными анклавами». Тем не менее в 2011 году были зарегистрированы 252 учащихся, ставших членами неформальных объединений, склонных к экстремизму, в 2012-м — 363, за полгода 2013-го — 108.
В настоящее время в департаменте созданы две рабочие группы по профилактике экстремистских проявлений среди учащихся, наркопотребления, преступности и правонарушений, безнадзорности, жестокого обращения с детьми и суицидов. А руководству школ и колледжей предписано о каждом таком случае в кратчайшие сроки информировать органы управления образования.