Коридоры Института музыки МГУКИ под завязку забиты абитурой в разноцветных русских национальных костюмах: сарафаны, кокошники, бусы и подвески. Идет вступительный экзамен по народному сольному пению. То там, то здесь слышатся обрывки песен — ребята в последний раз повторяют материал. За одной из дверей чистому мужскому голосу вторит аккордеон. Мчимся на эти звуки, распахиваем дверь… и тут же даем «полный назад». Это абитуриент Володя распевается в единственном свободном месте — мужском туалете. В настоящей же экзаменационной аудитории — Люба с русской народной песней «Ты река ли, моя реченька». Голос глубокий, сильный — никаких микрофонов не надо.
Рядом экзамен по академическому пению. И атмосфера совсем другая: у рояля Анастасия в строгом наряде поет романс Чайковского. «Лирическое сопрано, — восхищенно разъясняют «МК» члены приемной комиссии. — На самом деле Настя — лауреат многих конкурсов вокалистов. Но теперь вот идет к нам учиться».
В соседнем корпусе (у МГУКИ целый кампус площадью 24 га) отбирают будущих актеров (конкурс высочайший — 12,8 человека на место). Все участники творческого экзамена на кафедре режиссуры и театрализованных представлений затянуты в черное трико — экзаменаторам так виднее, насколько ребята пластичны. В аудитории же вместо справочников и калькуляторов, выдаваемых технарям, — реквизит, которым можно пользоваться на испытании: веера, шляпы, пара кружевных зонтиков, восточные туфли с загнутыми носами, бутафорские свечи и, увы, столь же бутафорская бутылка шампанского.
— Высоцкий, «Баллада о любви», — объявляет свой номер абитуриент Антон.
— Давай лучше Лермонтова, «Мцыри», — советуют ему члены приемной комиссии. — Ты пластичный, это для тебя выигрышнее.
Антон соглашается и в лицах, числах и красках передает сцену поединка с барсом: нападает, отступает, нападает снова. Особенно удалось ему памятное всем с детства место гибели животного: «В горло я воткнул и там два раза провернул мое оружье» и т.д. Приемка довольна: талант!
Талантов на ниве культуры за 83 года своего существования МГУКИ взрастил немало:
— Певцы Юля Ковальчук и Леонид Агутин — наши выпускники, — похвастался «МК» директор Института масс-медиа МГУКИ Юрий Головин. — А Гордона в свое время мы не взяли... Зато выполнили госзаказ на подготовку Владислава Суркова. Но подготовить-то мы его подготовили, но доверия он, как оказалось, не оправдал.
Профессор прав на все сто. Три года Сурков проучился на факультете режиссуры массовых театрализованных представлений тогдашнего Института культуры. И хотя закончил он впоследствии другой вуз, полученные навыки пригодились. Долгие годы работы в Кремле и в Правительстве России Сурков успешно применял их на практике — пока не попытался отрежиссировать действия старшего режиссера. Но не будем о грустном.
Главное, что вуз готовит людей, распространяющих культурные традиции, рассказала «МК» и.о. ректора вуза Татьяна Кузнецова:
— Пусть лишь 10–20% наших выпускников пойдут создавать элитную культуру: работать в профессиональных театрах или оркестрах. МГУКИ выпускает специалистов, работающих с населением, — в клубах, с творческими детскими, любительскими коллективами. Без этого стране нельзя!
Культуру «в массы» и в самом деле надо нести как никогда, и вуз знает об этом не понаслышке. Одним из профильных экзаменов в МГУКИ является литература. А школьная подготовка по этому предмету так слаба, что средний балл ЕГЭ нередко держится на уровне 48–50. Для многих талантов это, к слову сказать, создает при поступлении значительные трудности. Даже со 100 баллами за творческий экзамен они вынуждены уступать менее талантливым ребятам с более высокими оценками ЕГЭ. И остаются за бортом, жалуются в вузе. Но главная проблема в другом.
Несмотря на заверения властей, что с переходом на новые принципы распределения контрольных цифр приема ни один вуз не потеряет ни одно из своих бюджетных мест, МГУКИ лишился сразу 237 таких мест. Чиновники сочли непрофильными культуре такие направления подготовки, как работа с молодежью, журналистика, педагогика и психология. А население потеряло 237 проводников культурных традиций.