В первые минуты работы «открытой трибуны» могло показаться, что песенка ЕГЭ спета:
— Предлагается обсудить перспективы данной формы проверки знаний школьников, — обозначил Нарышкин задачу высокого собрания. — Впрочем, думаю, в зале достаточно тех, кто считает, что у ЕГЭ не исчерпан потенциал.
С экзаменом в этом году и правда не задалось:
— Главным нарушением этого года стала утечка некоторых заданий из отдаленных местностей, — признал замминистра образования и науки Игорь Реморенко. — Это — «новация» этого года в нехорошем смысле. А связана она с тем, что ЕГЭ был отработан и задуман, когда мобильных телефонов ещё не было.
На будущий год с выявившимися злоупотреблениями Минобрнауки, по словам Реморенко, решил бороться двумя способами: с одной стороны, переходом к онлайн-распределению заданий методом случайного выбора — так, чтобы своё задание выпускник получил с компьютера прямо в экзаменационной аудитории. С другой — попыткой отсечь от круговой поруки хотя бы глав регионов. В Минобрнауки, подчеркнул Реморенко, уже готовится документ, который отменит оценку работы губернаторов по результатам ЕГЭ во вверенном им регионе.
Таким образом, ЕГЭ останется, но сильно изменится. При этом власти готовы прислушаться к самым разным предложениям.
Наиболее радикальное предложение внес и.о. министра образования Москвы Исаак Калина:
— Надо избавиться от походов в туалет! ЕГЭ в большей степени — вступительный, а не выпускной экзамен. А во время вступительных экзаменов никто никуда никогда не выходил. Максимальная продолжительность ЕГЭ — 3 часа 55 минут. А этого для здорового ребенка вполне достаточно, чтобы потерпеть.
Главное в другом — в непреклонном наказании виновных в нарушениях, не сомневается учитель математики гимназии №261 из Санкт-Петербурга Дмитрий Гущин:
— Речь идет не о единичных утечках! Выложенные материалы продавались через те же сайты и теми же людьми, что и в прошлом году. Проблема в том, что их законодательная ответственность — нулевая. Сегодня за этот вид нарушения полагается лишь штраф в 3 тысячи рублей, да и тот никогда ни к кому не применяется. При этом за проведение ЕГЭ отвечает не федеральный центр, а регион. А там никуда не будут искать нарушителя!
Есть, как оказалось, и более легкий путь улучшения ЕГЭ:
— ЕГЭ несет слишком большой негатив в глазах населения. Поэтому его нужно переименовать, — предложил депутат от ЛДПР Михаил Дегтярев. — Например, в ФИНТ — финальный тест. А в вузы принимать всех, просто потом негодных отчислять после первой сессии.
Кстати, о вузах:
— Решить проблему поможет новая система распределения бюджетных мест, за которые, в основном, и идет борьба с помощью высоких баллов ЕГЭ, — заявил депутат Госдумы Николай Булаев. — На бюджетные места по оценкам ЕГЭ надо брать только на первый курс. А дальше распределять их по конкурсу на основании оценок, полученных студентами в сессию.
В любом случае, подчеркнула вице-спикер Людмила Швецова, «управленческие решения надо принимать немедленно!»