Виктор Садовничий известен тем, что не раз высказывал отрицательное отношение к системе единого госэкзамена. Не изменил он этой позиции и сейчас:
- Результаты ЕГЭ — коррупцию победить не удалось, выявление талантливых затруднилось, ученики направляют усилия на то, что им не понадобиться в вузе и т.д. ЕГЭ, как инструмент, безусловно требует совершенствования – вместо цифр за тесты должны появиться комплексные портфолио, в которые входят средний балл, медали и т.д. Я бы к нему еще прилагал рекомендации профессионалов – от учителей до ученых.
Несколько лет назад был год, когда мы провели набор только по результатам ЕГЭ, еще до того, как ввели собственную систему экзаменов. И после первого семестра профессура факультетов, в частности, мехмата собралась и заявила, что едва ли не две трети студентов неспособны учиться! Были огромные отчисления. Но как только были введены наши экзамены, все выровнялось.
При этом ректор отметил «подлинность» поступающих в МГУ рекордсменов по ЕГЭ:
- Победители олимпиад и стобальники у нас – не халтурные. По сессиям у них реально самые высокие результаты. Был фактически лишь один случай, когда 100-балльник не смог учиться – его попросили забрать заявление, и он ушел.
А вот распространять систему ЕГЭ на выпускников вузов, о котором поговаривали в Минобрнауки, Садовничий считает недопустимым:
- Выпускник вуза завершает образование дипломной работой, и означает, что он уже что-то сделал и кое-что доказал. И формализовать это с помощью неких ЕГЭ было бы огромной ошибкой! Если такое ввести, то студенты перестанут учиться и развиваться, а будут лишь готовиться к ЕГЭ.
Что же касается диссертационных скандалов, то Московский университет в них не засвечен и может выступать в качестве некого независимого комментатора:
- У нас около сотни диссоветов, и в каждом 20-30 человек, т.е. тысячи профессоров являются экспертами, - рассказывает Садовничий. - При этом за четверть века ни одной претензии к нашим защитам не было. Но я не сторонник нынешней антиплагиатной кампании – с её инициативами тотальной ревизии всех диссертаций за последние «-дцать» лет и т. д., это приведет лишь к сведению счетов. Нужно повысить требования и быть беспощадными к халтуре! Плюс, безусловно, нужен ВАК, а всем подряд институтам разрешать присваивать звания нельзя.
Не секрет, что МГУ всегда активно занимался привлечением зарубежных студентов и ярко представлял российское высшее образование на международной арене. А эта позиция во многом зависит от места университета в международных рейтингах вузов.
- Рейтинги действительно серьезно влияют на международную конкуренцию, поясняет Виктор Антонович. - Но они настроены на англо-саксонскую систему обучения, где наука и образование работают в рамках одних университетов. А наши вузы, которые чаще всего отделены от НИИ, в эту систему втиснуть сложно и поэтому они несколько проигрывают, поскольку параметры цитируемости, учет нобелевских лауреатов и другие параметры для сравнения — иные. При этом все же в трех-четырех рейтингах МГУ находится в «топ-100». Это Шанхайский, рейтинг «Таймс» и т.д. Да, российские вузы могут конкурировать, но мы все же другие по структуре и сравнивать напрямую некорректно.
Помимо учебной работы Виктор Садовничий затронул вопрос воспитания патриотизма, который сейчас беспокоит многих чиновников. В МГУ эта работа не слишком афишируется, но зато есть реальные результаты:
- В последние два-три года я замечаю, что наши ребята стали выбирать в качестве жизненных приоритетов более глубокие ценности, нежели просто будущая зарплата. Появляется патриотизм, чувство, что они нужны здесь, возникает осознание, что наше общество нужно менять. Уже много лет активно работают наши стройотряды, хорошо развита волонтерская работа, мы ежегодно выезжаем под Ельню, где в боях с фашистами, защищая Москву погибло более тысячи ополченцев из наших студентов и аспирантов. И вот когда вчера мы собрались там в очередной раз, некоторые студенты искренне плакали, говоря, что они получили какое-то глубокое понимание для себя и многое переосмыслили…