Ни один из экзаменов текущей кампании не обошелся без предварительных утечек в Интернет КИМов с решенными заданиями, и многие, как признали в Минобрнауки, оказались настоящими. Вот и накануне экзамена по физике в соцсетях появились сразу четыре файла с заданиями: «Сибирь», «Урал», «Дальний Восток» и «Центр». Заходи с мобила на экзамене – и списывай. Или перепиши заранее.
Понятно, что результаты таких экзаменов гроша ломаного не стоят. Реальные окажутся лишь у тех, кто сдуру сдал экзамены честно. Но это мало что меняет: поступят-то на бюджетные места вузов все равно не они, а те, другие. Моральный и материальный ущерб от такого ЕГЭ огромен.
- Главная проблема в том, что государственные структуры, занимающиеся ЕГЭ, игнорируют факты, на которые мы указывали еще 6 лет назад, - заявил «МК» московский учитель русского языка и литературы Сергей Райский. (В 2007 голу после первой утечки в Интернет заданий по русскому языку он направил открытое письмо президенту страны, но ответа по существу вопроса не получил). - Причем механизм игнорирования остался прежним. Как и тогда, нас уверяют, что никакого массового списывания нет, а материалы, регулярно появляющиеся в Интернете, являются либо фальшивками, либо носят единичный характер. Власти упорно отрицают факты, очевидные для всех и списывают проблему на «злобных противников» ЕГЭ и отдельных мошенников. Чего же удивляться, что за 6 лет это явление не только не перестало быть массовым, но стало абсолютно открытым, тем более, что возможность утечки есть на разных стадиях ЕГЭ. Если и сейчас не будет принято реальных серьезных мер, а государство будет и впредь скрывать правду, очевидную для всех, то уже в будущем году кампания ЕГЭ станет абсолютно провальной. Еще немного, и материалы единых госэкзаменов будут продаваться в киосках на сдачу – чтобы за ними даже в Интернет не надо было заходить.
Вторит педагогу замглавы комиссии Общественной палаты по развитию образования Любовь Духанина:
-- ЕГЭ этого года отличается колоссальными масштабами злоупотреблений. Кампания не просто провалилась, а оказала деформирующее воздействие даже на то, что было нормально. Такие преимущества ЕГЭ, как честность и справедливость, мы обеспечить не смогли,-- признала она «МК».-- Фактически мы формируем ситуацию дискриминации порядочных людей. И это -- самое страшное.
Понятно, что решающую роль в злоупотреблениях и других нарушениях играют взрослые. Но дети, подчеркнула Духанина, «на всю жизнь получают от них прививку коррупции, модели достижения личной прагматической цели любым путем, идя по головам других людей». Позже, правда, пострадают и сами ловкачи, предрекает она, ведь, «эта модель дает краткосрочный результат. Со своими “липовыми” высокими баллами они не смогут учиться в престижных вузах и будут отчислены после 2-3-го курса».
-- Главное уязвимое место ЕГЭ – отношение общества к экзаменам, - поделился с «МК» один из координаторов ЕГЭ, директор Московского института открытого образования Алексей Семенов. - Фоновый уровень нечестности есть в любой стране. Однако его объем зависит от состояния морали и культуры. А у нас общий настрой на то, что на экзамене поможет учитель, или что его вообще можно проплатить.
Вывод очевиден. Уже к будущему году единый госэкзамен должен быть существенно скорректирован. И ГИА, к слову сказать, тоже, ведь с 2014 года он также станет обязательным. И в первую очередь, уточнила Любовь Духанина «МК», необходимы «независимая корпорация оценивания знаний и учет при поступлении в вуз как школьных, так и внешкольных достижений ребенка». В срочной корректировке, по ее словам, нуждается и механизм самого ЕГЭ:
-- Мы предлагаем увеличить срок сдачи единых госэкзаменов с нынешних трех недель до полугода, причем с правом пересдачи экзаменов. (Возможно -- на платной основе). Только тогда из ситуации, когда в июне вся страна находится в политической акции «ЕГЭ», мы сможем выйти в обычный технологический процесс сдачи экзаменов.